Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Социализация детей с нарушенны...

Социализация детей с нарушенным слухом в общество здоровых сверстников


Катречко Зита Владовна
учитель-дефектолог
МБОУ детский сад комбинированного вида «Снегурочка»
г. Ноябрьск
Старовойтова Антонина Валентиновна
Заместитель заведующего по ВМР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СНЕГУРОЧКА»
г. Ноябрьск

Краткая аннотация

Материал статьи представляет опыт работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Снегурочка» муниципального образования город Ноябрьск по реализации инновационного проекта «Социализация детей с нарушенным слухом в общество здоровых сверстников посредством интегрированного подхода», который раскрывает процесс организации обучения и воспитания детей с нарушенным слухом и направлен на осуществление мероприятий по созданию условий для интегрированного обучения, обеспечивающий удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей детей с нарушенным слухом.

 

Социализация детей с нарушенным слухом в общество здоровых сверстников посредством интегрированного подхода

 

Природа одарила их… превосходными качествами,

которые дают им право на живейшее

 содействие с нашей стороны.

В.И. Флери.

 

Человек утратил слух. Несчастье может произойти быстро, в течение нескольких часов, а может подкрадываться постепенно, долгие годы. Причины нарушений слуха разнообразны. Но какими бы ни были причины и сроки наступления потери слуха, основной её итог один и тот же - утрата возможности общения с людьми, с окружающим миром звуков. При тяжёлых формах тугоухости вечное молчание плотной стеной окружает человека, лишает его не только возможности общения, но и зачастую подвергает опасности.

      Еще в 16 веке французский философ, гуманист Мишель Монтель писал: «Глухота - более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества - способности быстрого и свободного общения. Глухота - недостаток социальный по преимуществу. Он прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности".

      Мир, окружающий ребёнка, не даёт ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своим разнообразием. Растущий человек всегда готов к познанию, ему хочется понять всё, что его окружает. И вот тут-то на его пути возникает препятствие. Ведь основной источник получения информации об окружающем мире у  слабослышащего  ребёнка оказывается  повреждённым.

     В связи с тем, что ребёнок с нарушенным слухом овладевает речью не так, как слышащий, он нуждается в специальной системе обучения и воспитания. Чем раньше обнаружена тугоухость, чем раньше начато обучение, тем больше шансов на успех.

         На базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Снегурочка» муниципального образования город Ноябрьск функционирует группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями слуха, в настоящее время ее посещают 6 детей. Педагогами ДОУ реализуется проект «Социализация детей с нарушенным слухом в общество здоровых сверстников посредством интегрированного подхода».

     Цель данного проекта - создание оптимальных условий для обеспечения всестороннего воспитания и обучения, гармоничного развития личности ребенка на основе систематической коррекционно-образовательной работы.       

 Задачи проекта:

1. Создание условий для интегрированного обучения детей с нарушенным слухом.

2. Развитие коммуникативной функции речи слабослышащих детей.

3. Системный подход к осуществлению коррекционной работы, предполагающей формирование и развитие сенсорной, интеллектуальной и речевой культуры ребенка.

4.  Повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов.

5. Обучение педагогической культуре родителей по вопросам воспитания и обучения детей с нарушенным слухом.

Новизна проекта заключается в интеграции детей с недостатками слуха в полноценную речевую среду, что ведет к лучшему, чем в специальной школе речевому развитию. В результате постоянного общения со слышащими детьми вырабатывается привычка к общению, что в дальнейшем позволит легче адаптироваться к социальной среде, обучению в массовой школе.

      Проект построен с учетом возрастных особенностей детей, срок реализации пять учебных лет.

Включает три этапа внедрения:

 I этап - организационно-подготовительный: подготовка нормативных, организационно-педагогических, методических, материально-технических условий для выявления и психолого-педагогического сопровождения детей с нарушенным слухом;

 II этап – основной: проведение основных мероприятий по реализации проекта;

III этап – завершающий: анализ эффективности работы по  выявлению  психолого-педагогического сопровождения детей с нарушенным слухом дошкольного возраста. Обобщение положительного опыта работы.

      В  проекте используются разнообразные методы и приемы. Раннее обучение чтению связано с формированием у ребенка умения различать слова и фразы, написанные печатными буквами на табличках. Соотносить их с соответствующими предметами, игрушками, действиями или их изображениями. В играх и на занятиях ребенок постепенно узнает написанные на табличках слова, обозначающие некоторые игрушки, предметы быта. Темпы овладения глобальным чтением зависят от возраста ребенка, уровня сенсорного развития, состояния слуха, индивидуальных особенностей.

    Формирование произносительных навыков у слабослышащих  детей проводится по подражанию взрослому, при условии использования слуховых аппаратов. Активизация голосовых реакций малыша происходит в процессе проведения упражнений, направленных на поддержание этих реакций и появление новых звуков и их сочетаний.

        Развитие слухового восприятия имеет большое значение для познавательного развития ребенка, формирования механизмов восприятия речи и произношения. Раннее начало работы по развитию остаточного слуха имеет особенно важное значение, потому что развитие слуховой функции в первые годы жизни протекает в наиболее синзетивный период. В этот период  происходит физиологическое созревание слухового анализатора, что обеспечивает значительно больший эффект педагогической работы.

Важнейшим условием развития слуха ребенка является раннее использование слуховых аппаратов, пользуясь которыми ребенок будет воспринимать некоторые громкие  бытовые звуки, особенно при привлечении взрослым внимания к ним. С малышами проводятся специальные упражнения, направленные на умение реагировать на звучание игрушек, на свое имя, определять направление звучания (поворачивать голову на звук), слушать лепетные слова и звукоподражания, обозначающие названия игрушек. Одновременно со специальными занятиями по развитию слухового восприятия детей учат реагировать и понимать значение различных бытовых шумов, звуков природы, сигналов транспорта. Развитию слухового восприятия, способствует прослушивание аудиозаписей с исполнением детских песенок, музыкальных пьес. Взрослый вместе с ребенком двигается в такт музыке, побуждает его самого выполнять танцевальные движения.

           В работе со слабослышащими  детьми  используется  верботональная система, которая способствуют решению проблемы социальной интеграции в общество детей  с нарушениями слуха. Используется звукоусиливающая аппаратура   для групповой реабилитации ВЕРБОТОН VT 62, которая предназначена  для тренировки слушания по верботональному методу, для реабилитации и обучения лиц с нарушениями слуха, а также  слухоречевой тренажерный аппарат ВЕРБОТОН ВТ 15,  предназначенный  для ежедневного использования в индивидуальных занятиях с неслышащими и слабослышащими детьми. Занятия на специальном оборудовании проводит учитель-дефектолог согласно разработанной программе работы по верботональному методу. Одна и та же тема отрабатывается: на фронтальных занятиях по развитию речи, на индивидуальных занятиях,  на фонетической ритмике,  на  музыкальных занятиях.

       Развитие речи ребёнка с нарушенным слухом  не должно решаться в отрыве от общих задач развития личности. Важнейшую роль в воспитании ребёнка с нарушенным слухом  играет его ознакомление с окружающим миром в процессе деятельности. Большое значение придается наблюдениям за деятельностью людей, условиями их жизни, занятиям. Ребенка необходимо научить   ориентироваться  в окружающей обстановке, помочь усвоить нормы  поведения, активизировать их в собственном опыте ребенка при общении с людьми.

Социальный опыт приобретается в многообразной деятельности детей, которая осуществляется во всех режимных моментах, может быть целенаправленно использована для ознакомления детей с предметами и явлениями окружающего мира, а также и для развития речи.

Познавательное развитие ребенка также связано с проведением игр и упражнений по развитию зрительного восприятия (зрительное внимание, запоминание, формирование целостного образа предмета, развитие восприятия цвета, формы, величины, пространственных отношений),  элементов логического мышления, развитию воображения.

  Большое внимание заслуживает также нравственное воспитание слабослышащих дошкольников. Дружественная атмосфера, совместная радостная деятельность и взаимопомощь являются основой социальной адаптации детей с нарушенным слухом. Правильно организованная коррекционная работа в дошкольном возрасте способствует всестороннему развитию ребёнка с нарушенным слухом.

      Интеграция ребёнка с нарушением слуха невозможна без активного участия родителей. Им принадлежит ведущая роль в организации ежедневных занятий дома, постоянная работа по развитию речевого общения в быту. Как правило, родители проводят общеразвивающую и коррекционную работу в семье по заданиям  учителя-дефектолога (сурдопедагога). Различные формы интеграции  детей с нарушенным слухом со слышащими детьми направлены на нормализацию жизни каждого ребёнка, включение его в сферу нормальных социальных отношений, его всестороннее развитие.

      Таким образом, результатом реализации проекта «Социализация детей с нарушенным слухом в общество здоровых сверстников посредством интегрированного подхода»  является социальное развитие ребенка, обеспечение ему возможности интегрироваться в ординарное общество сверстников.

     

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт