Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Современные подходы к организа...

Современные подходы к организации совместных действий в образовательном пространстве «детский сад и школа 1 ступени» в городе Муравленко


Ветохина Асия Якуповна
заместитель заведующего по научно–методическому обеспечению
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко»
г. Муравленко

 

Аннотация

В статье раскрывается система взаимодействия детского сада и школы

1 ступени в муниципальном образовании города Муравленко. Соглашение о совместных действиях в образовательном пространстве между детским садом и школой 1 ступени разработано с учётом изменений в содержании образования детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В разработке соглашения участвовали специалисты Управления образования, заместители руководителей дошкольных учреждений и общеобразовательных школ города, педагоги, родители.

Данный документ рекомендован педагогам, специалистам дошкольных учреждений и школы 1 ступени, родителям для последующего конструктивного взаимодействия и обеспечения преемственности образовательного процесса детского сада с образовательным процессом начальной школы.

 

 

Современные подходы к организации

совместных действий в образовательном пространстве

«детский сад и школа 1 ступени» в городе Муравленко

 

«Быть готовым к школе уже сегодня –

не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе –

значит, быть готовым всему этому научиться».

Л.А.Венгер, А.Л.Венгер

 

Среди научно-педагогических исследований и в работе педагогов-практиков заметное место в последнее время занимают вопросы преемственности содержания воспитательно-образовательного процесса и преемственности в организации этого процесса на образовательных ступенях дошкольного и начального школьного этапа.

Сегодня дошкольные образовательные учреждения предоставляют широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семьи. Вариативность образовательных программ значительно обогащает содержание как дошкольной, так и начальной ступени школьного образования. Но, несмотря на то, что реализуемые вариативные программы дошкольного образования содержат богатый материал, который возможно и необходимо использовать при формировании предпосылок универсальных учебных действий, в то же время в комплексном виде проблема развития универсальных учебных действий в этих программах не решается.

В условиях введения стандартов нового поколения актуальность проблемы определяется недостаточной согласованностью в вопросах понимания педагогами ДОУ и учителями школ общего и различного в целях и организации дошкольного и начального образования (приоритетов коллективных и индивидуальных форм обучения, организации и видов работ на уроках и занятиях, организации совместной продуктивной деятельности, уровня межвозрастного воздействия, возрастных показателей интеллектуального и личностного развития, произвольности (саморегуляции),  сформированности учебной деятельности и т.д.).

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому важнейшим направлением совместной работы детского сада и начальной школы считаем социально-психологическое сопровождение личностного развития ребенка путем реализации  единых концептуальных подходов к определению цели, задач и содержания образования на каждой из этих ступеней с учетом их преемственности и непрерывности. Непрерывность образования подразумевает плавный переход с одной ступени на другую, где каждая предыдущая ступень является стартом для последующей ступени [2]. Для развития ребенка существенным является успешное продвижение по каждой ступени: для первоклассника важным качеством является формирование «умения учиться в школе», тогда как в детском саду должны быть созданы условия для формирования предпосылок учебной деятельности [5].

В рамках единого образовательного пространства в городе Муравленко перед детскими дошкольными учреждениями и школами 1 ступени, как перед полноправными компонентами единой образовательной среды, реализующими принцип личностно-ориентированного обучения, стала необходимость обеспечения преемственности между детским садом и начальной школой [1].

Чтобы минимизировать ограничения в работе по предшкольной подготовке в 2011-2012 учебном году разработано Соглашение о совместных действиях в образовательном пространстве между детским садом и школой 1 ступени, которое направлено на создание условий плавного, внутренне бесконфликтного перехода выпускников из детского сада в школу в условиях реализации новых федеральных требований дошкольного образования и федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования [3,4].

 

Соглашение составлено в интересах детей, педагогов и родителей с целью обеспечения качественной подготовки дошкольников к дальнейшему обучению в школе. На данный момент этот документ является ориентиром для  конструктивного взаимодействия педагогов, специалистов дошкольных учреждений и школы 1 ступени, родителей детей, регламентирует договор между ДОУ и школой 1 ступени.

 

Участниками Соглашения о совместных действиях в образовательном пространстве «детский сад – школа 1 ступени» являются образовательные учреждения города Муравленко (дошкольные образовательные учреждения и школы 1 ступени) [7]. Соглашение является открытым, к числу его участников могут присоединяться заинтересованные городские учреждения, организации и предприятия, готовые к сотрудничеству и разделению ответственности за подготовку детей к обучению в школе 1 ступени и созданию условий для успешной адаптации детей.

За период реализации Соглашения в городе сложилась определенная система работы по осуществлению преемственности между ДОУ и школой 1 ступени, которая включает в себя широкий спектр совместных мероприятий по эффективной предшкольной подготовке и введению в школьную жизнь:

  • организованы переговорные площадки по вопросам особенностей перехода детей из дошкольного учреждения в школу 1 ступени в условиях введения нового стандарта;
  • согласованы цели, задачи, содержание, методы и формы обучения и воспитания, внесены изменения в основную общеобразовательную программу дошкольного учреждения, связанные с формированием предпосылок универсальных учебных действий с учетом Федеральных государственных требований[8,9,10,11];
  • определены согласованные действия педагогов дошкольного учреждения и учителей школы 1 ступени, направленные на формирование начальных ключевых компетентностей и универсальных учебных действий;
  • согласованы действия педагогов дошкольного учреждения и школы 1 ступени в работе с родителями по вопросам формирования универсальных учебных действий;
  • определён состав, формы и содержание сопроводительных документов, характеризующих уровень развития, обучаемости, сформированности психических процессов выпускников детского сада для передачи их в школу 1 ступени;
  • организована работа секции «Соглашение о сотрудничестве между ДОУ и школой 1 ступени: задачи на год» по предшкольной подготовке на августовской педагогической  конференции «Модернизация муниципальной системы образования в 2011-2030 годы»;

разработаны и утверждены планы по преемственности, заключены договоры о сотрудничестве[12];

  • проведены Советы педагогов по темам «Развитие учреждения в рамках внедрения ФГТ в образовательный процесс», «Общее и различное в целях, задачах, содержании, методах и формах обучения детей в ДОУ и начальной школе: проблемы, решение, опыт»;
  • разработано комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в условиях ФГТ;
  • проведены административные совещания по итогам адаптации и результатам успеваемости выпускников ДОУ (учащихся 1-х классов);
  • проведены  совместные психолого-педагогические консилиумы «Адаптация к школе: проблемы дезадаптации, пути их решения»;
  • состоялись совместные педагогические совещания, круглые столы по итогам  адаптационного периода;
  • интервьюирование и анкетирование родителей и педагогов начальной школы по итогам адаптации воспитанников ДОУ к школе;
  • организованы переговорные площадки по выработке путей согласования: задач, методов по развитию компетенций дошкольников и подбору диагностического инструментария;
  • проведены общие родительские собрания  для родителей старших и подготовительных групп с участием учителей «Как правильно готовить ребенка к школе», по ознакомлению родителей с целью и задачами Соглашения, с положением о «Портфолио выпускника»;
  • проведена акция «Посвящение в первоклассники», торжественные линейки ко Дню Знаний;
  • проведены праздничные мероприятия  для подготовительных групп «Скоро в школу», экскурсии дошкольников в школу;
  • организованы совместные спортивные, творческие, экологические  мероприятия для старших дошкольников и первоклассников;
  • разработаны модели, представляющие систему работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по обеспечению формирования интегративных качеств личности, предпосылок универсальных учебных действий;
  • проведены Дни открытых дверей в школах города для работников детских садов, родителей воспитанников старших и подготовительных к школе групп;
  • проведены городские панорамы занятий по речевому и математическому развитию;
  • проведены городские семинары: «Формирование читательской грамотности», «Компетентностное образование» (естественнонаучная грамотность, решение проблем, математическая грамотность);
  • проведены круглые столы, родительские собрания по ознакомлению педагогов и родителей с программами детского сада и школы 1 ступени;
  • функционируют консультативные пункты, Субботняя школа;
  • организованы совместные заседания школьных ПМПк с педагогами ДОУ;
  • состоялись совместные посещения НОД в ДОУ и уроков в школе;
  • разработан механизм взаимодействия участников Соглашения.

Решение поставленных задач осуществляется через консультационно-методическую, организационную, психолого-педагогическую и коррекционно-развивающую деятельности.

Контроль по выполнению мероприятий Соглашения предусматривает три уровня:

1 уровень – внутриучрежденческий (внутренний) контроль - система оценки образовательных результатов (показатели преемственности), утвержденная в ОУ;

2 уровень – межучрежденческий (совместный) контроль - экспертиза выполнения соглашения на педагогической конференции по вопросам преемственности;

3 уровень - общественная экспертиза - оценка согласованности образовательной деятельности на дошкольной и начальной ступени школьного образования. Информирование общественности о результатах выполнения Соглашения: размещение информации на сайтах ДОУ, школ и Управления образования. Проведение открытых информационных форумов (общественных обсуждений), родительских собраний с приглашением представителей Городского родительского Совета.

Все эти мероприятия значительно улучшили качество работы по обеспечению преемственности, сплотили образовательные учреждения в общей деятельности по эффективной предшкольной подготовке воспитанников детского сада и успешному обучению в школе первоклассников. Согласование совместных действий позволило обеспечить преемственность образовательного процесса детского сада с образовательным процессом начальной школы: на нормативном уровне – с Федеральными государственными образовательным стандартами начального общего образования (ФГОС НОО), на программно-методическом уровне - с образовательными программами начального общего образования школ города Муравленко и общеобразовательными программами дошкольных учреждений города, разработанными в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ).

Успех в жизни ребёнка закладывается уже с дошкольного детства, поэтому совместная работа по созданию системы предшкольного образования в городе Муравленко обеспечивает на качественном уровне преемственность в работе детского сада и начальной школы, а значит, создаёт единый старт детям дошкольного возраста при поступлении в школу 1 ступени.

 

Нормативно – правовая база:

1.Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 01.04.2012). 2.«Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» (утверждена приказом Министерства  образования и науки Российской Федерации, 2003).

3.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утвержден  приказом Министерства  образования и науки Российской Федерации  от 23.11.2009г.№ 655).

4.ФГОС НОО начального общего образования (утвержден приказом Министерства  образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г.№373).

5.Проект основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех» (под ред. Н.В.Фединой).

6.Письмо Министерства Образования РФ о построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы от 9 августа 2000 года № N 237/23-16.

7.Уставы ДОУ и школ.

8.Образовательные программы ДОУ («Развитие +» под редакцией Л.А.Венгера, О.М. Дьяченко; «Детство» В.И.Логиновой; «Из детства в отрочество» Т.Н. Дороновой; «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой).

9.Образовательная программа начального общего образования школы 1 ступени  города Муравленко.

10.Образовательные программы школ («Школа России» под редакцией А.А. Плешакова, «Начальная школа - XXI век» Н.Ф. Виноградовой, «Школа – 2100»  А.А. Леонтьева, Развивающая система Л.В. Занкова, Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).

11.Программы развития ДОУ и школы I ступени.

12.Договор о сотрудничестве ДОУ и школы I ступени.

      

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт