Краткая аннотация
Электронная среда - помощник в повышении качества образования.Одна из задач педагога – создание электронной образовательной среды через использование информационных и телекоммуникационных технологий и различных форм ИКТ обучающихся для эффективной реализации системно-деятельностного подхода. В данной статье представлен опыт по применению современных достижений информационных технологий для системной диагностики, контроля и оценки ЗУН учащихся на основе программы по созданию собственных тестов на любые темы разных уровней MyTestХ. Описание технологии создания авторского электронного пособия «Электронное тестирование. Математика 5 класс» может быть хорошим методическим руководством в профессиональной деятельности учителя, обучающего в любой предметной направленности.
Ключевые слова
Электронная среда. Модель авторского электронного пособия. Тестовый инструментарий. Тестовая среда учителя. Программа MyTestХ.
Условия возникновения и становления данного опыта
Одной из главных целей, заложенных в распоряжении Правительства Тюменской области от 13 февраля 2012 г. № 133-рп «Комплекс мер по модернизации общего образования Тюменской области в 2012 году» является обеспечение современных условий образовательного процесса, в том числе с использованием электронных образовательных технологий. Ориентирами развития общего образования в Тюменской области на период до 2020 года служит ориентация на разработку новых учебных технологий и учебных материалов, использование информационно-коммуникативных технологий, обновление всех учебных программ и методов обучения, формирование методического и технологического обеспечения широкого выбора индивидуальных образовательных траекторий, в том числе с использованием информационных технологий.,4.
Актуальность опыта
Выпускник XXI века будет жить в мире компьютеров, в международном информационном обществе, и умение пользоваться информационными технологиями будет во многом определять его жизненный успех. Поэтому очень важно формировать электронную среду в школе, которая обогатит ученика, сформирует у него необходимые информационные компетенции. Сделать это возможно только активно применяя компьютерные информационные технологии в учебном процессе.,1. Необходимо уже сейчас идти на опережение, готовить наших учеников и самих себя к данной новой системе работы, создавая и применяя на своих уроках электронные образовательные ресурсы. Инструментарием плавного перехода школы в работу электронной среды являются электронные учебники и электронные пособия.
Педагогическая идея
Современные компьютерные технологии имеют большой диапазон возможностей для организации и совершенствования учебного процесса.На современном этапе обучения, когда большинство школьников сдают ЕГЭ, применение тестов является необходимым компонентом обучения. В этих условиях использование программ-тестов является очень актуальным. Большая рутинная работа, связанная с проверкой тестов и их отработкой, возлагается на компьютер, что освобождает время у педагога.
Цель педагогического опыта:
Гипотеза
Использование программных продуктов на уроках позволит активизировать познавательную деятельность учащихся и повысит мотивацию учащихся к процессу обучения.В результате возможно повышение успеваемости и качества обучения.
Объект реализации педагогической идеи: процесс диагностики, контроля и оценки при обучении математике учащихся 5 классов с использованием ИКТ.
Ожидаемые результаты: подтверждение гипотезы и, как следствие, развитие сотрудничества, партнерских отношений «Учитель - ученик».
Технология ИКТ: Автор: (Башлаков А. С.) MyTestХ – это система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.,5.
(подробнее ознакомиться можно на сайте http:// www.klyaksa.net)
Принципы использования данной технологии:
Новизна опыта
В настоящее время мы являемся свидетелями проведения существенных изменений в системе образования. Новые федеральные стандарты, ГИА, ЕГЭ, информатизация общества должны коренным образом повернуть качество образования на более высокий уровень, приблизить его к европейским стандартам, дать новый импульс для развития компетентностной модели образования. Новизна опыта состоит в высвобождении ресурса времени учителя и ученика при изучении, контроле, диагностике и коррекции учебного материала с использованием средств автоматизации.,3.
Технология опыта
Многие педагоги знают, что в интернете появились онлайн тесты, а многие ли знают, что есть программы по созданию собственных тестов на любые темы разных уровней, такие как MyTestХ, TestMan и другие? Предлагаю модель создания электронного авторского приложения.
1 этап –выбор и установка программного продукта
Для создания тестов в данной программе имеется очень удобный редактор тестов с дружественным интерфейсом. Любой учитель-предметник, владеющий компьютером на уровне пользователя, может легко установить программный продуктMyTestX и использовать его на уроках.
Программа состоит из трех модулей:
Модуль тестирования (MyTestStudent),
Редактор тестов (MyTestEditor)
Журнал тестирования (MyTestServer).
2 этап–разработка авторского приложения
Содержание электронного пособия«Электронное тестирование. Математика 5 класс»
Тест 1. Натуральные числа и шкалы
Тест 2. Сложение и вычитание натуральных чисел
Тест 3. Умножение и деление натуральных чисел
Тест 4. Площади и объемы
Тест 5. Обыкновенные дроби
Тест 6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
Тест 7. Умножение и деление десятичных дробей
Тест 8. Итоговый тест
Электронное пособие с помощью программы MyTestХ можно создавать по любому предмету. Оно призвано решить проблемы диагностики, контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся. Очень важно как для педагога, так и для ученика: он выводит оценку уровня усвоения учебного материала. Причем к созданию электронных тестов педагогу можно привлечь и учащихся, это обеспечено возможностями программы. Привлечение учащихся к созданию своего «продукта», способствует тому, что ученик получает огромное удовлетворение и положительную самооценку, что активизирует его познавательную деятельность и помогает самореализации личности.
Каждый тест должен проводить проверку теоретических знаний и предметных умений и навыков по основным итоговым главам курса. Тест может состоять из заданий обязательных и заданий повышенного уровня. Для некоторых заданий повышенного уровня есть возможность предоставить объяснение к заданию. Программа MyTestX работает с десятью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв, заполнение пропусков. В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу. В заданиях с выбором ответа (одиночный, множественный выбор, указание порядка, указание истинности) можно использовать до 10 (включительно) вариантов ответа.
Данная программа предоставляет возможность сетевого взаимодействия учитель-ученик. С помощью программ MyTestX можно организовать как локальное, так и сетевое тестирование.
3 этап –проверка авторского приложения, отладка, ликвидация ошибок
Программа MyTestX имеет хорошую степень защиты как тестовых заданий, так и результатов. Благодаря тому, что для теста можно задать несколько различных паролей (для открытия, редактирования, тестирования),программой предусмотрена возможность - отредактировать тест, обновить или внести изменения.
В наш век тотальной компьютеризации возможности современных информационных технологий обучения позволяют учащемуся вести своего рода диалог с компьютером, позволяют учителю существенно интенсифицировать процесс овладения учеником учебной информацией, передав компьютеру роль транслятора учебного материала и беспристрастного экзаменатора, максимально высвободив при этом время на уроке.Творческий подход педагога к современному уроку - максимально эффективное использование в своей работе богатого инструментария, представляемого современными компьютерными технологиями.
Литература и интернет ресурсы