Автор и должность: Шафран Тамара Леонидовна заместитель директора по УВР
Наименование учреждения: Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа II, VIII видов» муниципального образования город Ноябрьск
Адрес учреждения: г.Ноябрьск пр. Мира, д.79а
Адрес электронной почты: 71ta@mail.ru
Контактный телефон: 8 (3496) 391325
Название статьи «Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для детей со сложными (комплексными) нарушениями и их социализацию»
Аннотация
В статье представлен опыт работы учреждения с детьми, имеющими сложные (комплексные) нарушения, освещены вопросы организации учебно-воспитательного процесса обучающихся с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Организация образовательной коррекционно-развивающей работы в классах для детей со сложными нарушениями предполагает наличие специально организованных условий, учитывающих особенности психофизического развития обучающихся, структуры нарушения, которые описываются в данной статье.
Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для детей со сложными (комплексными) нарушениями и их социализацию
В настоящее время одной из приоритетных задач современного специального (коррекционного) образования является создание единой системы комплексной помощи детям, имеющим сложные нарушения.
Сложный дефект - любое сочетание психических и (или) физических недостатков, подтвержденных в установленном порядке у одного ребенка. Сложный дефект представляет собой не просто сочетание (сумму) двух и более первичных нарушений (дефектов) развития; он является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от составляющих его нарушений.
В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время корректная формулировка, - сложная структура нарушения или комплексное (множественное) нарушение. Таким образом, к детям со сложной структурой нарушения можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость).
В настоящее время в МК(К)ОУ С(К)ОШ функционируют 6 классов, в которых обучается 25 детей с комплексными нарушениями в развитии:
Слепые учащиеся 2 и 8 классов обучаются индивидуально на дому специалистами тифлопедагогами. Кроме того, дети с комплексными нарушениями обучаются индивидуально на дому.
Комплектование классов осуществляется по направлению департамента образования и заключения ТПМПК, с согласия родителей (законных представителей) с учетом структуры нарушения.
В обучении детей с особыми образовательными потребностями, в том числе и с имеющими сложные нарушения умственного и физического развития, приоритетное направление имеет компенсация нарушенных функций, что обеспечивает возможность обучения, воспитания и развития личности ребенка, в дальнейшем его социальная адаптация в обществе.
Воспитание детей с тяжелыми нарушениями развития, с одной стороны, имеет задачи, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой стороны, эти задачи глубоко специфичны.
Цель коррекционно-воспитательной работы со сложной структурой нарушения в конечном счете — их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к условиям жизни в тех случаях, когда они бывают включены в окружающую их социальную среду. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развить у них жизненную компетенцию, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях простую работу, жить по возможности в семье и находиться в трудовом коллективе.
Достижение означенных целей обеспечивается решением следующих основных задач работы с детьми с комплексными нарушениями:
1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.
2. Воспитание детей, формирование у них правильного поведения. Эмоциональное и коммуникативное развитие детей.
3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание.
4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация детей и подростков. Интеграция этих лиц в общество.
Организация образовательной коррекционно-развивающей работы в классах для детей со сложными нарушениями предполагает наличие специально организованных условий, учитывающих особенности психофизического развития обучающихся, структуры нарушения.
Материально-техническое обеспечение
Немаловажную роль в организации учебной деятельности имеет достаточное материально-техническое обеспечение классов для детей с комплексными нарушениями. В нашей школе созданы необходимые условия для обучения, развития детей, их учебных и социальных навыков. Обучение детей осуществляется в условиях одной классной комнаты, которая разделена на зоны: учебную, игровую.. Соответствующая коррекционно – развивающая среда класса стимулирует детей для обучения и игры. Игровые зоны оборудованы полифункциональным оборудованием «Альма». Приобретены развивающие, дидактические пособия, оборудования для сюжетно-ролевых игр, детская мебель, спортивный инвентарь. Учебные кабинеты имеют отдельные игровые комнаты, оборудована сенсорная комната. Для детей 1-го класса, которые посещают группу продленного дня, имеется спальня для дневного сна. Классы оснащены современным компьютерным оборудованием, интерактивными досками.
Слабослышащие дети обучаются в оборудованном лингафонном кабинете Норд 02 МК. Для индивидуальной работы используется сурдологический тренажер «Дельфа 130». Класс оборудован звукоусиливающим комплексом «Класс слухоречевой КСР- 01». Все дети обеспечены учебниками по предметам федерального компонента.
Организация образовательного процесса
Организация образовательного процесса в классах регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, учитывающими особенности психофизического развития воспитанников. Сроки освоения образовательной программы (образовательных программ) воспитанниками специальных классов, групп, могут быть увеличены и определены в зависимости от индивидуальных возможностей конкретного воспитанника и не должны превышать 12 лет в соответствии с информационным письмом МО РФ № 27 / 2722-6 от 03.04.2003 « Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».
Срок обучения слабослышащих детей составляет 12 лет, 1 ступень – 6 лет; 2-я ступень – 6 лет. Слабослышащие учащиеся обучаются по учебному плану 2-го отделения (III вариант), предназначенного для детей, имеющих грубое речевое недоразвитие в сочетании с задержкой психического развития.
Для обучающихся индивидуально на дому по программе III; VIII видов набор предметов учебного плана составлен в соответствии с интеллектуальным уровнем детей, их психофизическими возможностями, а также с учетом степени нарушения зрения и состоит из предметов общеобразовательного цикла, коррекционного занятия по развитию осязания и мелкой моторики.
Образовательные программы, реализуемые в учебном процессе:
На основе этих программ педагогами школы разработаны рабочие программы по всем предметам учебного плана.
Отмечу некоторые особенности организации образовательно-воспитательной работы.
Для учащихся со сложным дефектом разработан специальный учебный план, по следующим образовательным областям:
Небольшое количество часов по письму, чтению и математике (2ч) в классах для детей с тяжелой степенью умственной отсталости вызвано тем, что эта категория детей характеризуется значительными отклонениями в двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сферах, неспособностью продолжительное время заниматься одним и тем же видом деятельности, особенно требующей осмысленности учащимися своих действий, так как для них характерно выполнения действий по образцу или демонстрации действий учителем или совместной их деятельности с учителем.
Трудовое обучение является приоритетным в 4-9 классах. Одной из главных задач обучения и воспитания является подготовка детей с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллектуального развития к трудовой занятости в доступной для них сфере деятельности.
Трудовое обучение подразделяется:
Дети, страдающие выраженными нарушениями интеллекта, способны научиться выполнять простейшие виды домашних дел. Как предмет, профессионально-трудовое обучение по подготовке младшего персонала, способствует овладению данной категорией детей элементарным навыкам самообслуживания. Они смогут научиться вытирать пыль, мыть панели, двери и пол, подметать его, пользоваться веником, тряпкой и шваброй. Содержание профессионально-трудового обучения способствует поддержанию интереса к домашним обязанностям и развитию способности переключаться с одного вида деятельности на другой.
Коррекционная подготовка в учебном плане представлена предметами:
развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности,
ритмика;
социально-бытовая ориентировка, которая включает в себя и социальную адаптацию, и личную гигиену, и хозяйственно-бытовой труд.
Коррекционная подготовка включает предметы:
по развитию психомоторики и сенсорных процессов предполагает работу с учащимися в форме развивающих игр, которые специально предназначены для активации психических процессов, развития умственных способностей, тренировки всех психических процессов школьников.
ЛФК;
Логопедические занятия;
В 1 классе для детей обучающихся по программе «Особый ребенок» реализуется программа «Игрокоррекция». Для слабослышащих учащихся введены музыкально-ритмические занятия, обязательные индивидуальные занятия по развитию слуха и формированию произношения.
Содержание учебных дисциплин имеет:
Обучение детей с тяжелей степенью умственной отсталости
В нашей школе с 1995 г. года были созданы классы с особой категорией учеников – с детьми, имеющими умеренную и тяжелую степень умственной отсталости, которые ранее считались «необучаемыми».
Содержание образования детей с тяжелой степенью умственной отсталости носит качественно новый характер и требует создания особых условий, приоритетными являются социальные и воспитательные цели обучения, выработка адаптивных навыков.
Особая структура организации уроков, которая обеспечивает постепенное привыкание к продолжительности усилий в учебной работе в течение урока, путем перераспределения форм работы и времени; проведение специальной работы по освоении «роли ученика» и по адаптации в образовательной среде.
На первоначальном этапе, когда дети не адаптировались к школьному обучению, уроки с детьми данной категории делятся на две части: первая - образовательная, вторая - игровая. Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей класса. На уроках организуется индивидуальная работа с каждым ребенком. Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность.
Организационными формами проведения занятий с детьми являются подгрупповые, индивидуальные и реже фронтальные.
Особенность изучаемых курсов в специальной школе состоит в том, что школьники, имеющие сложные нарушения умственного и физического развития обучаются в пределах своих возможностей, соответственно переводятся из класса в класс.
По мере необходимости, на основании рекомендаций ПМПК и заключения врача-психиатра, определяется щадящий режим с определением дополнительного выходного дня, освобождения от нескольких уроков, перевод на индивидуальный график посещения занятий. В течение дня предусматривается сбалансирование чередование специально организованных учебных занятий, отдыха и коррекционных занятий специалистов учреждения.
В результате детальной психолого-педагогической диагностики на каждого ребенка составляется индивидуальный маршрут развития, где учитывается актуальный уровень психофизического состояния ребенка и зона его ближайшего развития.
Данный маршрут полностью отражает особенности ребенка, его возможности в обучении и не позволяет завышать ожидания к ребенку со стороны взрослых.
Отслеживая эффективность усвоения учебного материала детьми и их личностное развитие специалистами школы были разработаны Карты психолого-педагогического сопровождения развития детей, которая включает: усвоение учебного материала, развития памяти, внимания, речи, эмоционально-волевой сферы, интересов ребёнка, особенности личности.
Для обучения и развития особых детей педагогами школы применяется технология саморазвития М. Монтессори, которая направлена на коррекцию психомоторных и сенсорных функций.
В работе с детьми с умеренной и тяжелой формой умственной отсталости учителя школы используют элементы технологии В.Ф. Базарного «Бескнижное обучение». В ходе урока учащиеся под руководством учителя выполняют задания на ориентировку в пространстве, моделируют ситуации с помощью мелких съемных объектов (календарь погоды на сегодня) классифицируют и группируют предметы по разным признакам.
Коррекционно-развивающее обучение детей предусматривает применение здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности, поэтому на каждом уроке проводятся физминутки, дыхательная, зрительная, пальчиковая гимнастика, игры с песком, водой, природным и бросовым материалом и др. нетрадиционные методы и приемы.
Воспитательный процесс, который имеет целью формирование системы жизненно необходимых умений и навыков, протекает в условиях конкретных ситуаций. Дети посещают объединения дополнительного образования: «Я и компьютер», «Чудесная мастерская», «Азбука здоровья» «Веселые нотки».
Для расширения социальных связей, интегрирования в общество здоровых сверстников обучающиеся принимают активное участие в творческих конкурсах, конкурсах для детей с ограниченными возможностями здоровья «Дорогой добра», «Детство без границ», мастер-классах, проводимых специалистами МРЦ комплексных спортивных соревнованиях для детей с ОВЗ и др.
В классах для детей со сложными нарушениями работают квалифицированные педагоги: учителя-дефектологи, сурдопедагоги, тифлопедагоги, воспитатели, логопед, педагог-психолог, имеющие специальное (дефектологическое) образование. Медицинское сопровождение обеспечивают врач-психиатр, педиатр.
Таким образом, обучающиеся со сложными нарушениями развития – это особая категория детей, имеющих свои специфические особенности, учет которых дёт возможность развиваться школьникам во всей целостности. В результате своевременно начатой упорной образовательно-воспитательной и коррекционной работы, возможно преодоление негативных тенденций и постепенное вхождение воспитанников, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития в социум. В разном темпе, с разной результативностью, но каждый обучающийся со сложным нарушением может постепенно продвигаться к все более сложному взаимодействию с людьми.
Это заложено и проекте СФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время разработаны Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения, проекты СФГОС для детей разных категорий (глухих, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития). Задача СФГОС – ввести всех детей независимо от тяжести заболевания в образовательное пространство. СФГОС гарантирует детям со сложными нарушениями свой образовательный маршрут. Если ребенок не может освоить элементарную математику и русский язык, то содержание его образования будет обслуживание себя в бытовом плане.
Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития в нашей школе, показал, что ребенок с комплексными нарушениями овладевает действительно полезными для него академическими знаниями, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения.
Использованная литература: