Аннотация
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования большое внимание уделяется проектной деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться.
Организация проектной деятельности учащихся становится всё более популярной в современной образовательной практике. Как развить познавательные навыки, критическое и творческое мышление обучающихся, как научить их ориентироваться в постоянно изменяющемся информационном пространстве? Именно знание технологий учебного проекта поможет учителю ответить на эти и многие другие вопросы.
Мастер - класс «Технология учебного проекта - условие реализации деятельностного подхода к обучению»
Организация проектной деятельности учащихся становится всё более популярной в современной образовательной практике. Получив первоначально широкое распространение в среднем и старшем звене общего образования, проектирование стало также довольно активно использоваться в обучении младших школьников, как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования большое внимание уделяется проектной деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Сегодня я хотела бы познакомить вас с технологией учебного проекта, привлечь вас к разработке творческого (группового) проекта, где вы будете выполнять роль учеников.
Это будут лишь этапы проекта, но я верю, что вы доведёте его до логического завершения.
Первый этап при работе над проектом – подготовительный.
На слайде вы видите цели и задачи данного этапа, а также деятельность учащихся и учителя.
1. Подготовительный этап
Давайте посмотрим, как это выглядит на практике.
Клип «Русская изба»
О чем этот клип?
- Что вы можете рассказать о русской избе, что вам известно?
- Как видим, знаний о русской избе не много.
- Хотелось бы вам расширить свои знания по теме?
- Что вам хотелось узнать о русской избе?
(Где строились избы, из каких составных частей состоит изба, какие породы деревьев использовали для строительства избы, как украшали избы и т.д.)
В таких случаях, когда поступает множество вопросов от детей, возникает возможность реализовать проект. Учитель направляет учащихся, помогает сформулировать вопросы, на которые они будут искать ответы в ходе проведения проекта.
Вопросы условно могут быть разделены на категории:
Итак, тема проекта «Русская изба»
Определим цель и задачи нашего проекта:
Цель: расширить знания о русской избе;
Задачи:
- изучить и исследовать разные источники информации об особенностях русской избы;
- познакомиться с технологией моделирования избы;
- учиться аргументировать свою точку зрения, учитывать мнения товарищей при работе в группе.
Следующий этап – планирование
Для реализации проекта составим план работы:
1.Поиск информации
Как и где мы можем найти ответы на поставленные вопросы?
(спросить у взрослых, прочитать энциклопедическую литературу, посмотреть в Интернете)
2. Творческая работа
3. Презентация проекта
4. Подведение итогов (самооценка, оценка деятельности)
Это примерный план работы, зависит от вида проекта, темы, задач, вопросов проекта. Если это групповой проект, то внутри группы учащиеся могут составить свой план работы, распределив обязанности.
Для реализации проекта нам необходимо разбиться на группы.
4 . Подготовка к защите проекта
5. Презентация проекта
Слово предоставляется участникам проекта. Проигрывается ситуация защиты проекта.
6. Рефлексия
- Как вы считаете, достигли ли мы цели проекта и поставленных задач?
Раз мы достигли поставленных задач, значит, работу над проектом можно считать законченной.
- Что узнали и чему научились в ходе проведения проекта?
Для того, чтобы повысить значимость работы над проектом, можно предложить представить данный проект на уроках изобразительного искусства, технологии, окружающего мира в других классах или во внеурочной деятельности.
Как вы считаете, с позиции учителя, можно на этом завершить работу над проектом?
- Сегодня мы не останавливались на самооценке, оценке деятельности учащихся, на критериях оценивания, которые предусмотрены на каждом этапе проведения проекта. Это очень важный момент в работе над проектом и требует более детального рассмотрения.
Теперь давайте определим, какие УУД формируются в ходе выполнения проекта?
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования говорится о том, что важной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Следовательно, работая над проектами, мы выполняем социальный заказ общества.