Новый Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Стандарты второго поколения ориентированы на результат: личностные (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, система ценностей – отношение к себе, другим, к образовательному процессу и его результатам); предметные (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.); метапредметные (усвоение УУД и воспитание основ умения учиться).
Уметь учиться — это значит уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения, или учебную деятельность. Поэтому учащиеся должны понимать, что такое учебная деятельность, какова ее роль, какие есть средства и способы освоения новых знаний, как следует взаимодействовать друг с другом и с педагогом, какова роль педагога, должны рефлектировать свой опыт пребывания в учебной деятельности.Именно в действии порождается знание.
При системно-деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями: восприятие информации; анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации); запоминание (создание образа); самооценка.
Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Безусловно, одним из важнейших моментов является начало урока. На данном этапе я стараюсь использовать девизы, пословицы, стихи для развития внимания, памяти, интереса к уроку; актуализирую требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”); создаю условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); устанавливаю тематические рамки (“могу”).
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе организую подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществлению и фиксации индивидуального затруднения.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе предлагаю ученикам задание, где они выявляютместо и причину затруднения. Ученики восстанавливают выполненные операции и фиксируют операцию, где возникло затруднение; затем соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся определяют цель урока, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства-алгоритмы, модели.
5. Реализация построенного проекта.
Согласно алгоритму дети выполняют задание с проговариванием вслух, которое первоначально вызвало затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа использую индивидуальную форму работы:предлагаю применить новое учебное содержание в типовых условиях самостоятельно, затем выполнить самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе ребята выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Для этого подбираю такие задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
В конце урока организую работу с «Лесенкой успеха», по которой учащиеся оценивают собственную учебную деятельность. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Технология деятельностного метода дает возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, анализировать ее на основе системы теоретических знаний, людьми, обладающими навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях, способными принимать решения на основе проведенного анализа. Ученики включаются на уроке в деятельность, позволяющую самостоятельно преодолевать затруднения, «вести» за собой других. Использование деятельностного подхода в обучении младших школьников успешно решает главную задачу – достижение оптимального общего развития каждого учащегося при сохранении здоровья.
Уверена, что правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволяет оптимизировать учебный процесс, устраняет перегрузку ученика, предотвращает школьные стрессы, делает учёбу в школе единым образовательным процессом.