ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯНАО
Позднякова Людмила Николаевна,
старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад ''Звездочка''»,
г. Новый Уренгой
Сегодня Россия испытывает острый дефицит в инженерных кадрах, обладающих развитым техническим мышлением, способных обеспечить подъём инновационных высокотехнологичных производств. Особо актуальна данная проблема и в Ямало-Ненецком автономном округе, где в ведущем секторе экономики (газодобывающей промышленности), инженерные профессии являются наиболее приоритетными.
Таким образом, перед образовательными организациями региона ставятся задачи поиска и реализации эффективных программ и технологий, позволяющих формировать интерес у детей к инженерной деятельности с самого раннего возраста. Остро стоит вопрос подготовки и сопровождения высококвалифицированных педагогических кадров, обладающих качествами для подготовки «будущих инженеров».
На базе МБДОУ «ДС ''Звездочка''» г. Новый Уренгой в рамках реализации региональной модели «Техническое творчество дошкольников в системе открытого образования Ямало-Ненецкого автономного округа», организована системная деятельность, направленная на разработку и внедрение программ дополнительного образования дошкольников и повышение профессиональной компетентности педагогов образовательных организаций муниципалитета и округа в области технического творчества.
Данная модель способствует решению следующих проблем:
Начиная с 2013 года МБДОУ «ДС ''Звездочка''» активно реализует инновационные проекты в области развития технического творчества дошкольников.
С 2015 года учреждение является Региональным ресурсным центром Российской Ассоциации образовательной робототехники (РАОР, г. Москва), продвигая развитие технического творчества в дошкольных образовательных организациях Ямало-Ненецкого автономного округа и поэтапно включая в это развитие все территории округа. За период сотрудничества с РАОР, Ресурсным центром была проведена следующая работа по проведению отборочных этапов Всероссийского робототехнического форума «Инженерные кадры России»:
Муниципальный уровень
2014/15 учебный год – 12 ДОО
2015/16 учебный год – 10 ДОО
2016/17 учебный год – 11ДОО
2017/18 учебный год – 13 ДОО
2018/19 учебный год – 10 ДОО
Региональный уровень
2015/16 учебный год – 4 команды, из 3 территорий
2016/17 учебный год – 5 команд, из 4 территорий
2017/18 учебный год – 8 команд воспитанников дошкольного возраста из 6 территорий
С 2018 года муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад ''Улыбка''» г. Лабытнанги является филиалом Регионального ресурсного центра «Детский сад ''Звездочка''». Таким образом, за период 2018/19 учебного года в Форуме приняли участие 6 команд воспитанников дошкольного возраста из 6 территорий на базе Ресурсного центра и 5 команд из 3 территорий на базе филиала Ресурсного центра. Всего за 2018/19 учебный год в Форуме приняли участие 11 команд из 9 территорий ЯНАО.
За период с 2015 по 2019 годы в Форуме приняли участие следующие территории: г. Новый Уренгой, Ноябрьск, Губкинский, Надым, Лабытнанги, Салехард, пп. Пурпе-1 Пуровского района, Уренгой Пуровского района, с. Красноселькуп Красноселькупского района, Белоярск Приуральского района, что в свою очередь составило 80 % от всех муниципальных образований территории ЯНАО.
Ежегодно количество территорий, принимающих участие в Форуме, увеличивается. В настоящее время Ресурсным центром ведется работа по организации взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями г. Муравленко и Тазовского района.
За период организации и проведения Форума победителями Всероссийского этапа Робофеста стали:
С 2018 года образовательные организации ЯНАО участвуют в проекте «ИКаРёнок с пелёнок». Победителем данного конкурса в сезоне 2018/19 учебного года стала воспитанница МБДОУ «Детский сад ''Звёздочка''» г. Новый Уренгой (Дипломом I степени). Всего за период 2018 года в проекте «ИКаРёнок с пелёнок» приняло участие 7 команд из 5 территорий ЯНАО.
Ресурсный центр принимает активное участие в конкурсах, акциях и проектах, организуемых РАОР, оказывает методическую и консультативную поддержку дошкольным образовательным организациям Ямало-Ненецкого автономного округа. Педагоги Ресурсного центра принимают активное участие в вебинарах и КПК, организуемых Ассоциацией.
С 2017 года на базе Регионального ресурсного центра «Детский сад ''Звездочка''» организована деятельность коворкинг-площадки профессионального совершенствования педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций города Новый Уренгой, территорий Ямало-Ненецкого автономного округа в области образовательной робототехники. Количество участников коворкинг-площадки в 2017/18 учебном году составило 40 человек, в 2018/19 учебном году отмечается прирост данного показателя – 70 человек, включая территорию города Лабытнанги. Включение отдалённых территорий стало возможным благодаря приобретению оборудования «Скайп-линг», необходимого для видеотрансляций в рамках сетевого взаимодействия с дошкольными образовательными организациями ЯНАО.
С 2017 года на базе Регионального ресурсного центра «Детский сад ''Звездочка''» осуществляется деятельность Технопарка. За период работы деятельностью технопарка охвачено более 70 воспитанников дошкольных организаций города Новый Уренгой.
В 2018 году МБДОУ «ДС ''Звездочка''» разработана интернет-платформа (сайт) для функционирования «Образовательного консорциума педагогов ДОО Ямало-Ненецкого автономного округа», которая по итогам региональной экспертизы вошла в список Лучших инновационных образовательных продуктов 2018 года с присвоением грифа «Рекомендовано Региональным советом по развитию инновационной деятельности в сфере образования ЯНАО для использования в образовательном процессе образовательных организаций ЯНАО».
В 2019 году между МБДОУ «ДС ''Звездочка''» и ООО «Интерактивные системы» (г. Екатеринбург) заключено соглашение о взаимодействии, целью которого является разработка и внедрение современного программного обеспечения для работы с детьми дошкольного возраста по направлению технического творчества и образовательной робототехники.
Настоящий опыт может быть применён дошкольными образовательными организациями округа, иных территорий Российской Федерации, при наличии необходимых условий:
Инновационная деятельность МБДОУ «ДС ''Звездочка''» в области технического творчества и образовательной робототехники осуществляется на основе Положения об инновационной деятельности в МБДОУ «ДС ''Звездочка''», Положения о коворкинг-площадке профессионального совершенствования педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций в области образовательной робототехники, Положения о технопарке, иных локальных нормативных актов, а также проектов и программно-методических продуктов.
В качестве критериев оценки результатов выступает:
1. Увеличение количества дошкольников, активно увлечённых конструированием, техническим творчеством, робототехникой во всех территориях округа.
2. Прирост качественных показателей развития конструкторских и технических навыков, показателей интегративных качеств личности, сформированности психических процессов, коммуникативных и социальных навыков.
3. Качественный и количественный прирост показателей в достижении результативности участия дошкольников ЯНАО в соревнованиях технической направленности.
4. Увеличение количества педагогов, включённых в режим «Образовательного консорциума» по направлению технического творчества.
5. Качественные изменения в динамике уровня профессионального мастерства и профессиональных качеств личности педагогов.
6. Внедрение в работу дошкольных образовательных организаций муниципалитета и округа интерактивного программно-методического комплекса.
Список использованных источников
1. Нормативно-правовое обеспечение
1.1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Научная и учебно-методическая литература
2.1. Злаказов А. С., Горшков Г. А., Шевалдина С. Г. Уроки Лего-конструирования в школе. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
2.2. Шайдурова Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. – Москва, 2008.
2.3. Халамов В. Х. Робототехника в образовании. – Москва, 2013.
3. Информационные ресурсы
3.1. http://robot.zvezdocka.caduk.ru/index.html
3.2. http://фгос-игра.рф
3.3.Комплект учебных проектов LegoWEDO 2.0 https://le-www-live-s.legocdn.com/sc/media/files/curriculum-previews/wedo-2/45300-curriculum-preview-ru-ee666a3a0cf169f48394907720d0ac53.pdf
3.4. Руководство для педагога «ПервороботLEGOWEDO» http://static2.insales.ru/files/1/6403/858371/original/Книга_учителя_Wedo.pdf
3.5. Руководство для педагога http://www.lego.com/education [Электронный ресурс] / LegoEDUCATION.