Аннотация к уроку математики в1 классе по теме «Прибавление числа 2» (система Л.В. Занкова)
В настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит важнейшую задачу школы - формирование совокупности «универсальных учебных действий», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со всей остротой встаёт задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.Работа над этими умениями в начальных классах должна носить ярко выраженный интегративный и системный характер, проникая во все учебные дисциплины и преодолевая их искусственную изолированность.
Урок математики в 1 классе по обозначенной теме направлен на формирование и развитие всех видов учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Цели и задачи урока:
-рассмотреть вычислительный приём «прибавить 2», учить считать двойками;
-использовать данные таблицы для составления сумм;
-развивать универсальные учебные действия:
познавательные – навыки работы с информацией, представленной в разных видах – схемы, таблица; действия сравнения по самостоятельно выделенному признаку;
коммуникативные– умение работать в группе;
личностные– проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;
регулятивные– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; контролировать и корректировать (адекватное восприятие оценки своей работы учителями, товарищами).
Оборудование: автоматизированное место педагога (компьютер, документ-камера, интерактивная доска + проектор), веера цифр, демонстрационные карточки с изображением цифр на магнитах, индивидуальные карточки-помощницы с заданиями для детей; учебник И.И. Аргинской «Математика. 1 класс»
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель: Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Мы с хорошим настроеньем
Возьмёмся за ученье.
- Мы продолжаем изучать раздел «Сложение и вычитание» и сегодня узнаем новое. А что именно, выясним позже.Поможет нам сегодня озорной котёнок.
II.Актуализация опорных знаний. Определение темы урока.
Учитель: Для того чтобы приступить к изучению новой темы, что нам необходимо сделать?
Дети: Надо подготовиться.
Учитель: Определите основную задачу этого этапа.
Дети:Повторить изученный материал.
Учитель:Посмотрите, котёнок приготовил вам задание, а сформулировать его забыл. Придумайте задание к этим записям(листок с рядами чисел через документ-камеру транслируется на экран)
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9…
1 2 3 4 6 7 8 9 …
1 2 3 4 5 7 6 8 9 …
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
(Дети предлагают несколько вариантов)
Дети:Можноопределить, где записан натуральный ряд чисел, назвать признаки.
Учитель: Выполним это задание.
(Дети объясняют, доказывают)
Дети: Натуральный ряд чисел выделен зелёным цветом, так как начинается с самого маленького натурального числа 1, каждое следующее число больше предыдущего на один, ряд бесконечен, это показано троеточием.
Учитель: Молодцы! Теперь покажите, как умеете ориентироваться в этом ряду.
- Покажите с помощью веера цифр число, которое следует за числом 3, 5.
- Какое число предшествует числу 4? 8? 2?
- Какое число стоит между числами 8 и 10? 4 и 6?
Учитель подводит итог: Молодцы! Хорошо ориентируетесь в натуральном ряду чисел, и эти знания нам пригодятся на уроке. И котёнок доволен.
Учитель: Устно составьте суммы по весёлым стихотворениям, покажите значения сумм.
(1 человек на доске с помощью карточек выставляет суммы)
Учитель: Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
5 несут травинку,
2 несут иголки. Сколько их под ёлкой? (7)
Ну-ка, сколько всех ребят
На горе катается?
Трое в саночках сидят,
Двое дожидаются.(5)
У котёнка 6 игрушек,
Две хозяйка принесла.
Вы игрушечки все эти
Сосчитайте скорей, дети.(8)
На доске: 5+2 3+2 6+2
Учитель: Проверьте выражения. Прочитайте их по-разному.
(Дети читают, используя известную математическую терминологию)
Учитель: Что заметили?
Дети: Во всех суммах второе слагаемое 2.
Учитель: Сформулируйте тему урока. Что будем изучать?
Дети: Будем прибавлять 2.
(Тема записана на доске (открыть запись)
Учитель подводит итог: Мы повторили изученный материал, который дальше пригодится на уроке, и тему урока определили. Молодцы!
Динамическая пауза.
Лежебока серый кот
Отлежал себе живот,
Встал и выгнул спинку в мост,
Распушил красивый хвост,
Мягко лапками пошёл,
тихо песенку завёл.
III. Открытие нового знания.
Учитель: Как можно прибавить 2?
Дети: Присчитыванием, пересчитыванием, движением по натуральному ряду чисел. Учитель: Объясните последний способ.
Ученик(показывает на интерактивной доске, где заранее готов слайд с натуральным рядом чисел): Выделяю первое слагаемое 5, нахожу второе слагаемое 2 и делаю столько же шагов вправо. То число, на котором я остановился, и есть значение суммы.
Учитель: Где можно посмотреть, если забудете, этот алгоритм?
Дети:В учебнике на странице 104.
Учитель: Сегодня откроем ещё один приём прибавление числа.
- Где и как это можно узнать?
Дети: Узнать друг у друга, спросить взрослых, у учителя, в Интернете, в учебнике.
Учитель: Нам удобнее воспользоваться учебником.
- Откройте учебники с помощью закладки.
(Страница учебника транслируется на доску через документ-камеру)
- Найдите номер 247.Прочитайте задание. (1 ученик читает)
- Как поняли, что надо сделать?
Дети: Назвать числа, на которые попадёт котёнок, прыгая через одну дощечку забора.
Учитель: Покажите, на какой дощечке он сейчас?
(Дети показывают в учебниках тыльной стороной ручки)
Учитель: На какой дощечке он окажется после прыжка? Как вы узнали?
(2 человека объясняют у доски с показом на модели забора)
(Один ученик выполнил два шага и остановился на 3,
второй - зрительно пропустил 1 дощечку и оказался на 3)
Учитель: Какой способ удобнее, быстрее?
Дети: Второй. Он быстрее.
Учитель: Отметьте прыжки котёнка до конца забора и запишите эти числа в карточку-помощницу, которую приготовил нам сегодня котёнок.
(Самостоятельное выполнение задания)
Взаимопроверка.
Учитель: Давайте повторим правила взаимопроверки.
Дети: Поменяться работами, проверить работу одноклассника, оценить её значком «+», если всё верно, вернуть работу.
(1 человек удоски карточки выставляет1 3 5 7 9)
Учитель: Получился натуральный ряд чисел?
Дети:Нет. Числа увеличиваются на 2
Учитель:Как же удобно прибавлять число 2?
Дети: Движением по натуральному ряду чисел, делая шаги по две единицы; считаем двойками.
IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Учитель: Чтобы закрепить материал, выполним задание №248.
- Прочитайте задание.
- На карточке уже напечатаны натуральные ряды чисел и суммы. Посмотрите внимательно, что на ней написано. Каждую сумму чисел вы будете отмечать на новом натуральном ряду чисел.
(Самостоятельное выполнение задания №1 на карточках)
1. Найди значения сумм.
1+2= 1 2 3 4 5 6 7 8 9…
3+2= 1 2 3 4 5 6 7 8 9…
2+2= 1 2 3 4 5 6 7 8 9…
6+2= 1 2 3 4 5 6 7 8 9…
2. Заполни таблицу:
1 2 3 4 5 6 7 8 9…
1 2 3 4 5 6 7 8 9…
1 2 3 4 5 6 7 8 9… |
Самопроверка. Варианты выполнения задания учитель показывает через документ-камеру.
(Кто-то из учеников выполнил, шагая по одному шагу, кто-то по две единицы. 2 ученика проговаривают свои выполнения задания)
Если нет второго варианта, обращаемся к учебнику: как выполнил Витя?
Учитель: Как же удобно прибавить 2?
Дети:чтобы прибавить 2, можно шагать по натуральному ряду, делая шаги по 2 единицы.
Динамическая пауза.
Ритмичные движения под счёт: 1,3,5,7. Показывает учитель.
Учитель: Посмотрите на следующий рисунок. Что это?
Дети: Таблица.
Учитель: Вы впервые знакомитесь с таблицей. Вот столбики. Вот строки. Все строки и столбики в таблице связаны. Прочитайте слово в каждом столбике. Как вы думаете, что мы можем составить по числам в таблице?
Дети: Равенства.
Учитель: Как вы думаете, равенства составлять можно по строчкам или по столбикам?
Дети: По строчкам.
Учитель: Устно составьте первое равенство. Найдите значение суммы.
Дети: К 4 прибавить 2, получится 6.
(Вторую и третью строки дети заполняют самостоятельно)
Самопроверка.(Ученики выставляют карточки на доске 7,9)
Учитель: Каким способом вычисляли? (Дети объясняют)
Учитель (подводит итог): В таблице все компоненты связаны.
Учитель: Прочитаем задание в номере 246. (1 ученик читает верхнюю часть задания)
- Кто понял, что необходимо сделать?
Дети: Найти, чем похожи и чем различаются соединённые линией грибы. Найти такую же пару.
Дети: Грибы одинаковые по форме, цвету, размеру. Различны по расположению. Такая же пара 1-3.
Учитель: Посмотрите на условный знак рядом с номером.
Дети: Нам предстоит работать в группе.
Учитель: Давайте повторим правила работы в группе
(работать тихо, дружно,
внимательно выслушать товарищей,
высказать своё мнение,
выбрать правильный ответ,
договориться, кто будет писать, отвечать)
Учитель:Прочитайте задание. Усложняю задание: придумайте равенства только со вторым слагаемым 2.
(Дети работают на индивидуальных листочках в клеточку. Кто выполнил раньше работу, показывают через документ-камеру:3+2=54+2=6, объясняют свой выбор)
Учитель: Какая группа работала по правилам?
Молодцы! Со всеми заданиями урока справились. Порадовали и меня, и озорного котёнка, который вас благодарит за урок и будет ждать с вами встречи ещё.
V. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Чему учились на уроке?
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Оцените свою работу с помощью шкалы успеха.
Понимаю на уроке 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Узнаю новое 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Работаю на уроке 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Литература:
1. Аргинская И.И., Кормишина С.Н. Методические рекомендации к курсу «Математика» 1 класс - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
2. Керженцева А.В. Методический комментарий к заданиям учебника «Математика. 1 класс». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
3. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007.