Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Урок математики в 1 классе по ...

Урок математики в 1 классе по теме «Прибавление числа 2»


Михайлова Вита Дмитриевна
учитель начальных классов высшей категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»
г. Ноябрьск

Аннотация к уроку  математики в1 классе по теме «Прибавление числа 2» (система Л.В. Занкова)

В настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит важнейшую задачу школы - формирование совокупности «универсальных учебных действий», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со всей остротой встаёт задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.Работа над этими умениями в на­чальных классах должна носить ярко выраженный интегративный и системный характер, проникая во все учебные дисциплины и преодолевая их искусственную изолированность.

Урок математики в 1 классе по обозначенной теме направлен на формирование и развитие всех видов учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Цели и задачи урока:

-рассмотреть вычислительный приём «прибавить 2», учить считать двойками;

-использовать данные таблицы для составления сумм;

-развивать универсальные учебные действия:

познавательныенавыки работы с информацией, представленной в разных видах – схемы, таблица; действия сравнения по самостоятельно выделенному признаку;

коммуникативные– умение работать в группе;

личностные– проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;

регулятивные– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; контролировать и корректировать  (адекватное восприятие оценки своей работы учителями, товарищами).

 

Оборудование: автоматизированное место педагога (компьютер, документ-камера, интерактивная доска + проектор), веера цифр, демонстрационные карточки с изображением цифр на магнитах, индивидуальные карточки-помощницы с заданиями для детей; учебник И.И. Аргинской «Математика. 1 класс»

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

 Учитель: Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Мы с хорошим настроеньем

Возьмёмся за ученье.

- Мы продолжаем изучать раздел «Сложение и вычитание» и сегодня узнаем новое. А что именно, выясним позже.Поможет нам сегодня озорной котёнок.

 

II.Актуализация опорных знаний. Определение темы урока.

Учитель: Для того чтобы приступить к изучению новой темы, что нам необходимо сделать?

Дети: Надо подготовиться.

Учитель: Определите основную задачу этого этапа.

Дети:Повторить изученный материал.

 

Учитель:Посмотрите, котёнок приготовил вам задание, а сформулировать его забыл. Придумайте задание к этим записям(листок с рядами чисел через  документ-камеру транслируется на экран)

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9…

1 2 3 4 6 7 8 9 …

1 2 3 4 5 7 6 8 9 …

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

1 2 3 4 5 6 7 8 9 …

(Дети предлагают несколько вариантов)

Дети:Можноопределить, где записан натуральный ряд чисел, назвать признаки.

Учитель: Выполним это задание.

(Дети объясняют, доказывают)

Дети: Натуральный ряд чисел выделен зелёным цветом, так как начинается с самого маленького натурального числа 1, каждое следующее число больше предыдущего на один, ряд бесконечен, это показано троеточием.

Учитель: Молодцы! Теперь покажите, как умеете ориентироваться в этом ряду.

- Покажите с помощью веера цифр число, которое следует за числом 3, 5.

- Какое число предшествует числу 4? 8? 2?

- Какое число стоит между числами 8 и 10? 4 и 6?

Учитель подводит итог: Молодцы! Хорошо ориентируетесь в натуральном ряду чисел, и эти знания нам пригодятся на уроке. И котёнок доволен.

 

Учитель: Устно составьте суммы по весёлым стихотворениям, покажите значения сумм.

(1 человек на доске с помощью карточек выставляет суммы)

Учитель: Дружно муравьи живут

И без дела не снуют.

5 несут травинку,

2 несут иголки. Сколько их под ёлкой? (7)

 

Ну-ка, сколько всех ребят

На горе катается?

Трое в саночках сидят,

Двое дожидаются.(5)

 

У котёнка 6 игрушек,

                                   Две хозяйка принесла.

                                   Вы игрушечки все эти

                                   Сосчитайте скорей, дети.(8)

 

На доске: 5+2     3+2    6+2

Учитель: Проверьте выражения. Прочитайте их по-разному.

(Дети читают, используя известную математическую терминологию)

Учитель:  Что заметили?

Дети: Во всех суммах второе слагаемое 2.

Учитель:  Сформулируйте тему урока. Что будем изучать?

Дети: Будем прибавлять 2.

(Тема записана на доске (открыть запись)

Учитель подводит итог: Мы повторили изученный материал, который дальше пригодится на уроке,  и тему урока определили. Молодцы!

 

Динамическая пауза.

Лежебока серый кот

Отлежал себе живот,

Встал и выгнул спинку в мост,

Распушил красивый хвост,

Мягко лапками пошёл,

тихо песенку завёл.

 

III. Открытие нового знания.

 

Учитель: Как можно прибавить 2?

Дети: Присчитыванием, пересчитыванием, движением по натуральному ряду чисел. Учитель: Объясните последний способ.

Ученик(показывает на интерактивной доске, где заранее готов слайд с натуральным рядом чисел): Выделяю первое слагаемое 5, нахожу второе слагаемое 2 и делаю столько же шагов вправо. То число, на котором я остановился, и есть значение суммы.

Учитель: Где можно посмотреть, если забудете, этот алгоритм?

Дети:В учебнике на странице 104.

Учитель: Сегодня откроем ещё один приём прибавление числа.

-  Где и как это можно узнать?

Дети: Узнать друг у друга,  спросить взрослых, у учителя, в Интернете, в учебнике.

Учитель: Нам удобнее воспользоваться учебником.

- Откройте учебники с помощью закладки.

(Страница учебника транслируется на доску через документ-камеру)

- Найдите номер 247.Прочитайте задание. (1 ученик читает)

- Как поняли, что надо сделать?

Дети: Назвать числа, на которые попадёт котёнок, прыгая через одну дощечку забора.

Учитель:  Покажите, на какой дощечке он сейчас?

(Дети показывают в учебниках тыльной стороной ручки)

Учитель: На какой дощечке он окажется после прыжка? Как вы узнали?

(2 человека объясняют у доски с показом на модели забора)

(Один  ученик выполнил два шага и остановился на 3,

                второй - зрительно пропустил 1 дощечку и оказался на 3)

Учитель:  Какой способ удобнее, быстрее?

Дети: Второй. Он быстрее.

Учитель: Отметьте прыжки котёнка до конца забора и запишите эти числа в карточку-помощницу, которую приготовил нам сегодня котёнок.

   (Самостоятельное выполнение задания)

Взаимопроверка.

Учитель: Давайте повторим правила взаимопроверки.

Дети:  Поменяться работами, проверить работу одноклассника, оценить её значком «+», если всё верно, вернуть работу.

 (1 человек удоски карточки выставляет1 3 5 7 9)

Учитель: Получился натуральный ряд чисел?

Дети:Нет. Числа увеличиваются на 2

Учитель:Как же удобно прибавлять число 2?

Дети: Движением по натуральному ряду чисел, делая шаги по две единицы; считаем двойками.

 

IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель: Чтобы закрепить материал, выполним задание №248.

- Прочитайте задание.

- На карточке уже напечатаны натуральные ряды чисел и суммы. Посмотрите внимательно, что на ней написано. Каждую сумму чисел вы будете отмечать на новом натуральном ряду чисел.

(Самостоятельное выполнение задания №1 на карточках)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Найди значения сумм.

 

1+2=      1 2 3 4 5 6 7 8 9…

 

3+2=      1 2 3 4 5 6 7 8 9…

 

2+2=      1 2 3 4 5 6 7 8 9…

 

6+2=      1 2 3 4 5 6 7 8 9…

 

2. Заполни таблицу:

Слагаемое

Слагаемое

Значение суммы

4

2

 

5

2

 

7

2

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9…

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9…

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9…

 

Самопроверка. Варианты выполнения задания учитель показывает  через документ-камеру.

(Кто-то из учеников выполнил, шагая по одному шагу, кто-то по две единицы. 2 ученика проговаривают свои выполнения задания)

Если нет второго варианта, обращаемся к учебнику: как выполнил Витя?

 

Учитель: Как же удобно прибавить 2?

Дети:чтобы прибавить 2, можно шагать по натуральному ряду, делая шаги по 2 единицы.

 

Динамическая пауза.

Ритмичные движения под счёт: 1,3,5,7. Показывает учитель.

 

Учитель: Посмотрите на следующий рисунок. Что это?

Дети: Таблица.

Учитель: Вы впервые знакомитесь с таблицей. Вот столбики. Вот строки. Все строки и столбики в таблице связаны. Прочитайте  слово в  каждом столбике. Как вы думаете, что мы можем составить по числам в таблице?

Дети: Равенства.

Учитель: Как вы думаете, равенства составлять можно по строчкам или по столбикам?

Дети: По строчкам.

Учитель: Устно составьте первое равенство. Найдите значение суммы.

Дети: К 4 прибавить 2, получится 6.

(Вторую и третью строки дети заполняют самостоятельно)

Самопроверка.(Ученики выставляют карточки на доске 7,9)

Учитель: Каким способом вычисляли? (Дети объясняют)

Учитель (подводит итог): В таблице все компоненты связаны.

 

Учитель: Прочитаем задание в номере 246. (1 ученик читает верхнюю часть задания)

- Кто понял, что необходимо сделать?

Дети: Найти, чем похожи и чем различаются соединённые линией грибы. Найти такую же пару.

Дети: Грибы одинаковые по форме, цвету, размеру. Различны по расположению. Такая же пара 1-3.

Учитель: Посмотрите на условный знак рядом с номером.

Дети: Нам предстоит работать в группе.

Учитель: Давайте повторим  правила работы в группе

(работать тихо, дружно,

внимательно выслушать товарищей,

высказать своё мнение,

выбрать правильный ответ,

договориться, кто будет писать, отвечать)

Учитель:Прочитайте задание. Усложняю задание: придумайте равенства только со вторым слагаемым 2.

(Дети работают на индивидуальных  листочках в клеточку. Кто выполнил раньше работу, показывают через документ-камеру:3+2=54+2=6, объясняют свой выбор)

Учитель: Какая группа работала по правилам?

                  Молодцы! Со всеми заданиями урока справились. Порадовали и меня, и озорного котёнка, который вас благодарит за урок и будет ждать  с вами встречи ещё.

 

V.  Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Чему учились на уроке?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Оцените свою работу с помощью шкалы успеха.

 

Понимаю на уроке     0  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

Узнаю новое               0  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

Работаю на уроке       0  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

 

 

 

Литература:

1. Аргинская И.И., Кормишина С.Н. Методические рекомендации к курсу «Математика» 1 класс - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

       2. Керженцева А.В. Методический комментарий к заданиям учебника «Математика. 1 класс». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. 

       3.     Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007.

 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт