Краткая аннотация
В основе системы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова лежит учебная деятельность как особая форма активности ребенка. Участвовать в учебном процессе он сможет, овладев общим принципом решения задач определенного класса. А овладеет ученик этим принципом лишь тогда, когда осознает внутренние свойства и отношения объекта действия (слова, предложения и т.п.), которые определяют закономерности его функционирования и возможность преобразования и составляют содержание научного (теоретического) понятия о данном предмете.
Моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок обнаружил эти свойства и отношения, вычленил в объекте соответствующие элементы, проанализировав связь между ними. Итогом этого исследования должна стать модель, фиксирующая содержание понятия, на основе которого предельно развертываются действия анализа и пробы преобразования предмета.
Разработанный мною урок по типу является уроком моделирования. На этапе изучения нового материала учащиеся выполняют учебное действие - моделирование (преобразование модели) и используют его как инструмент для решения ранее поставленной задачи. В данном типе урока мы используем создание модели как необходимое средство для решения учебной задачи.
Учебный материал этого урока не включен в программу традиционной школы. Однако изучение грамматического значения залога позволяет не просто вооружить ребенка принципиально новыми знаниями и обеспечить решение широкого круга практических задач, но и кардинально изменить картину его психологического развития (прежде всего развитие мышления), тем самым существенно расширить возможности усвоения знаний.
«Урок модельного типа в системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова»
Тема урока: «Грамматическое значение залога»
Цель урока (дидактическая): создать условия, при которых учащиеся обнаружили синтаксические, морфологические, грамматические отличия двух синонимичных конструкций (предложений), выявили средства выражения смыслового различия между предложениями, сконструировали понятие о грамматической категории залога, зафиксировав новые знания в модели.
Тип урока: моделирование;
Форма деятельности: индивидуальная, групповая;
Метод: поисково-исследовательский.
Содержание урока |
Методический |
||
|
комментарий |
||
На доске записаны предложения: |
|
||
Музыкант Петров исполняет пьесу. Пьеса исполняется музыкантом Петровым. |
|
||
У: Знакомясь с грамматическими значениями глагола, вы узнали о новой для вас категории - категории залога. Рассмотрим ее сегодня подробнее. |
|
||
|
1 этап. Возвращение к УЗ |
||
У: Прочитайте предложения и скажите, одинаковы ли они по содержанию? |
(учебной задаче).
|
||
Д: Да Учитель рисует на доске схему: Событие 1 = Событие 2 |
|
||
У: Если бы вам пришлось рисовать картинки к событиям этих предложений, что бы вы изобразили на них? |
|
||
|
|
||
Д: На 1 картинке,на 1 плане,- музыкант Петров, на втором – ноты. На второй картинке, на 1 плане, - ноты, на втором – музыкант Петров. |
|
||
Учитель вывешивает подготовленные заранее рисунки. |
|
||
У: Почему рисунки разные? |
|
||
Д: По-разному рассказывается о событии. |
|
||
У: Что это значит? Поясните. |
|
||
Д: В первом случае говорящему важно то, кто совершает действие. Это музыкант Петров, а, допустим, не мальчик Петя. А во втором случае не это важно, а то, что исполняется. Исполняется пьеса, а не романс. |
|
||
|
|
||
|
|
||
У: Как вы это определили? Д: По тому, что в первом предложении действующее лицо названо подлежащим, а во втором - дополнением. Во втором предложении наоборот. У: Выходит, картинки обозначают одну и ту же ситуацию, но по- разному ориентируя роль участников в этом событии? Д: Да Учитель корректирует схему: Соб.1 = Соб.2 или Cоб.1 =/ Cоб.2
У: Как говорящий добивается смыслового различия событий? Как это отражается на предложениях? Д: В первом случае для говорящего важно, кто совершает действие, поэтому действующее лицо - музыкант Петров - названо подлежащим (подчеркивают подлежащее 1-го предложения). Во втором случае это не так важно, поэтому действующее лицо названо дополнением. У: В дальнейшем будем называть действующее лицо субъектом и обозначать значком S (над подлежащим пишут значок S) У: Субъект совершает действие, названное сказуемым (учитель рисует стрелочку от подлежащего музыкант к сказуемому исполняет), которое мы будем обозначать значком Де. Что происходит во втором случае? Д: Это предмет, который подвергается действию (варианты ответов) другого предмета. У: Покажите эти отношения в предложении (дети рисуют над глаголом исполняется значок Де и стрелочку от Де к слову пьеса). У: Обозначим предмет, который подвергается действию другого предмета буквой О и будем называть его объектом (учитель рисует над символом пьеса значок О). Мы обнаружили с вами отношения Де (действия) к S (субъекту) и О (объекту). Ваша задача сейчас зафиксировать эти отношения в модели. Дети работают в группах. Проверка у доски. Учитель выбирает более удачную модель. У: Кто сможет прочитать эти модели? S → Де → О
О ← Де ←S Д: 1 модель. Субъект, названный подлежащим, совершает действие, названное сказуемым, направленное на объект, названный дополнением. 2 модель. Объект, названный подлежащим, подвергается действию со стороны субъекта, названного дополнением. У: Спишите следующие предложения и, учитывая приобретенные вами знания, объясните, чем они отличаются друг от друга, обозначая это графически. Дети работают в группах. (На доске) Фонарь освещает улицу. Улица освещается фонарем. Д: В 1 предложении действующий предмет - фонарь - назван подлежащим. Это субъект, который сам совершает действие, направленное на объект, выраженный дополнением. Во 2-ом предложении подлежащее — улица. Это предмет, который не может сам производить действие, он подвергается действию другого предмета - субъекта — названного дополнением. Это объект. У: Хорошо. А есть ли морфологические различия между предложениями? Д: Да. В 1 предложении дополнение в форме В.п., а во втором - в форме Т.п. Дети дополняют модель.
У: Какие отличия мы обнаружили в наших синонимичных конструкциях? Д: Морфологические и синтаксические. У: Может, есть и другие? Д: Да. В 1 предложении глагол исполняет, а во втором исполняется. В одном есть постфикс - ся, а в другом нет. У: Как эти глаголы помогают выразить смысловые различия предложений? Обсудите это в группах. Д: Глагол с постфиксом - ся указывает на то, что действие направлено на предмет, названный подлежащим, а без - ся на предмет, названный дополнением. У: То есть глагол без постфикса - ся не содержит указания на то, что действие направлено на предмет, названный подлежащим. Дополните модель. Учащиеся рисуют модель, во 2 модели у глагола выделяют постфиксы - ся. У: Выходит, постфикс - ся позволяет глаголу указывать на то, что действие направлено на предмет, названный подлежащим. А какое значение придают эти глаголы предложению? Лексическое или грамматическое? Д. Грамматическое. У. Запишите предложения : Юннаты выращивают пшеницу.
Пшеница выращивается юннатами. Какое грамматическое значение придают глаголы предложениям? Д: Во 2-ом предложении глагол указывает на то, что действие направлено на предмет, названный подлежащим, а во втором не указывает. У: А сейчас составьте из слов синонимичные предложения, которые отличались бы своим грамматическим значением. (На доске слова: поливать, цветы, девочка.) Дети записывают предложения, проверяют и обсуждают их правильность. Девочка поливает цветы. Цветы поливаются девочкой. У: Каково грамматическое значение глагола в 1-ом предложении? Во втором? У: Указанные нами грамматические значения и образуют категорию залога. Теперь, учитывая все свойства новой категории и обобщив полученные знания, постройте её модель. Дети работают в группах, затем учитель проверяет модели, выбирает наиболее правильную. На доске записывается модель.
ГФ1 S → Де → О (В.п.)
↨ ГЗ отношение Де к S и О → ГК Г Ф2 О ¬ Де ¬ S (Т.п.) У: Кто попробует прочитать модель?
Дети читают модель.
Учитель подводит итоги урока, выставляет отметки. Рефлексия. Домашнее задание: Составить предложения с глаголами болеть, бриться, открывать, в которых ГЗ залога были противопоставлены друг другу.
|
Возможны разные варианты ответов
Наводящие вопросы: 1. Какое слово в предложении является подлежащим в 1 предложении?Почему? 2. Чем является действующее лицо во 2-ом предложении? Почему?
Наводящие вопросы: 1.Какое слово является подлежащим во 2-ом предложении? Почему? 2.Чем оно названо в 1-ом предложении?
Наводящий вопрос: Этот предмет подвергается действию другого предмета?
2 этап. Моделирование (фиксация выявленных связей и отношений в «чистом» виде)
Корректировка ответа со стороны учащихся и учителя
3 этап. Преобразование модели (изменение условий задачи для всестороннего изучения выявленных связей и отношений)
4этап. Конструирование понятия (выявление общего способа, фиксация открытого способа).
5 этап. Обобщение
|
||
|
|