Аннотация
В статье представлен опыт работы интерната для детей из числа коренных малочисленных народов Севера при муниципальном бюджетном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе №1 с воспитанниками интерната, детьми народа ханты.
Приоритетными направлениями работы Интерната с детьми коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни, являются: поиск оптимальных форм обучения детей коренных малочисленных народов Севера, обеспечение реализации их прав на получение образования и воспитания в традициях культуры и истории своего народа, приобщение детей к традиционным промыслам, национально-прикладному творчеству; обеспечение мер по обязательному получению детьми коренных малочисленных народов Севера среднего (полного) общего образования.[1]
Изучив документы о реализации государственных прав детей из малочисленных народов крайнего Севера, педагогический коллектив интерната создал свою модель воспитательной системы.
Наш интернат - единственное учреждение в округе, в котором не осуществляется учебный процесс. Уникальность интерната состоит в том, что он функционирует как самостоятельная «воспитательная» ступень городской образовательной системы: воспитанники обучаются в общеобразовательных школах города, посещают детские сады, а интернат выполняет роль «дома», в котором созданы прекрасные условия для проживания и сохранения национальных традиций, обычаев, навыков труда.
Миссией интерната для детей из числа КМНС при МБОУ СОШ №1 является создание воспитывающей среды в контексте единого образовательного пространства, целью которой является воспитание гармонически развитой, творчески активной личности, способной ориентироваться в социуме, а также формирование этнического самосознания, устойчивого интереса к культуре, традициям своего народа, развитие у детей творческих способностей.
Мы попытались представить модель системы, по которой выстраивается воспитательный процесс. Концептуальную основу этой системы составляют новые подходы в организации педагогической деятельности. В статье представлен опыт работы с детьми разновозрастной категории, родители которых ведут традиционный образ жизни.
Воспитательная система интерната для детей из числа КМНС при МБОУ СОШ №1 г. Муравленко
Воспитательная система сконцентрирована на формировании комфортной воспитательной среды, участниками которой являются дети – ханты от 6 до 18 лет (ребёнок – тундровик, оторванный от тех условий жизнедеятельности, к которым привык с детства, попадает в новые условия: детский сад, школа, интернат), способствующей компенсировать отсутствие непосредственного влияния родителей на ребенка в процессе его обучения в школе и сохранение культурных традиций и обычаев народа ханты.
Систематизирующим началом воспитательной системы является культурологическое знание жизненного уклада, быта и традиций своего народа, его духовно – нравственных ориентиров и их проявление в творчестве, в народных промыслах, в традиционных ремеслах.
Воспитательная система состоит из подпрограмм, направленных на сохранение народных традиций, обычаев, языка, ремесел, постижение своих родословных корней, знакомство с разными культурами.
Воспитательная система выделяет 7 подпрограмм [Схема 1], которые имеют свои отличительные линии:
1-я подпрограмма – «Я родом из тундры» (мероприятия, направленные на сохранение культурных народных традиций).
Система и последовательность работы по сохранению этнокультурных традиций народов ханты представлена следующими блоками:
Традиционно стало вовлечение воспитанников интерната в организацию проведения мероприятий для воспитанников дошкольных общеобразовательных учреждений города «День открытых дверей», «Путешествие в страну крайнего Севера».
С этой целью на территории интерната сотрудниками и воспитанниками осенью устанавливается чум, в котором проводятся посиделки. На посиделках ребята рассказывают легенды, вспоминают традиции семьи. Посиделки в чуме играют огромную роль в воспитании детей ханты: во время практических занятий (плетение нитей из сухожилий оленя, художественная обработка бересты, изготовление циновки из сухой травы) происходит познание творчества народов Севера, обрядов и преданий.
Традиционным стало проведение воспитанниками обряда гостеприимства народа ханты, во время таких посиделок семья (род) идёт в гости к другой семье (роду). Такие посиделки способствуют раскрепощению детей, формированию культуры семейных отношений, обогащению словарного запаса.
Обряды, сказки и предания выступают как важный социализирующий фактор, регулируя повседневную деятельность. Легенды и сказки, в которых собран богатый опыт многих поколений, играют немаловажную роль в воспитании ребенка.
2-я подпрограмма – «Культура народов Ямала» (занятия для учащихся 5-7 классов в МБОУ СОШ №1 в рамках курса).
В содержание включены разделы, которые носят практическую направленность: «Декоративно-прикладное искусство», «Народные игры», «Праздники. Обряды. Ритуалы», «Моя родословная», «Язык и письменность», «Производственная культура», «Дом как модель мира», «Национальные виды спорта».
К темам подобран и систематизирован разнообразный наглядно- иллюстративный материал, подготовлены сборники разработок занятий, оформлены экспонаты для музейной комнаты: предметы быта, куклы в национальных костюмах, детские и взрослые национальные костюмы народа ханты. Познавательный материал способствует расширению и углублению представлений о том, как жили народы Севера в разное историческое время. Участниками национальных праздников «Вурна Хатл», «Медвежий праздник», «День Оленевода» выступают воспитанники интернат. Праздники проводятся не только в интернате, но и дошкольных учреждениях и школах города [Рисунок 1]. Мероприятия способствуют формированию коммуникативной компетенции детей народа ханты.
3-я подпрограмма - «Мир детства» традиционные циклические мероприятия интерната, такие как «Здравствуй, интернат!», «КВН, посвящённый Дню Воспитателя», «День матери», «Новогоднее представление», «День защитника Отечества», «Мисс тундры», «Вечер памяти», «До свидания, интернат!», мероприятия, посвящённые дню рождения города и другие [Рисунок 2, 3].
4-я подпрограмма – «Здоровячок» (организация и проведение спортивно - оздоровительных мероприятий).
Эта подпрограмма реализуется с целью воспитания здорового образа жизни, координатором которой является Совет здоровья.
Основные направления по сохранению и укреплению здоровья воспитанников: выполнение единого режима дня, активное полноценное питание, профилактические мероприятия здорового образа жизни (правовые и психологические последствия жестокого обращения с детьми; профилактические акции по здоровому образу жизни), оздоровительные мероприятия, направленные на профилактику ведущих патологий, мероприятия, способствующие укреплению здоровья, мероприятия, обеспечивающие режим двигательной активности (утренняя гимнастика, прогулки, подвижные игры, занятия на тренажёрах, физминутки во время подготовки домашнего задания, гимнастика для глаз в компьютерном классе, Дни здоровья, спортивные праздники, посещение бассейна и корта; занятия в спортивных кружках).
5-я подпрограмма – «Мы вместе» (самоуправленческая деятельность воспитанников).
Это одно из значительных направлений воспитательной работы интернатного учреждения. Важным здесь представляется выработка интернатом общей стратегии воспитания.
Основные виды деятельности органов самоуправления интерната:
6-я подпрограмма – «Клуб веселых мастеров» (кружковая работа).
В условиях интерната созданы и функционируют кружки по национально-прикладному искусству: организована кружковая деятельность по сохранению традиций – кружок «Верты-Ави», что в переводе означает «Девочка- рукодельница». Занятия проходят в соответствии с программой «Декоративно-прикладное искусство народа ханты», разработанной педагогами интерната, которая способствует развитию навыков и умений девочек в приобретении мастерства традиционного рукоделия северных женщин [Рисунок 4].
Ребята свободно разговаривают на родном языке, однако не владеют письменностью - возникла необходимость ведения кружка «Хантыйский язык и литература». В этом учебном году разработан «Русско – хантыйский разговорник».
Помимо сохранения традиций народов Севера, мы ставим задачу приобщения детей к культуре разных народов. Для решения данной задачи разработаны длительные досуговые программы по ознакомлению воспитанников интерната с историей, культурой и искусством разных народов.
Девочки с 6-7 лет владеют навыками работы с бисером (украшение национальной одежды вышивкой из бисера), однако их привлекает работа с бумагой, тестом, нитками - возникла потребность ведения декоративно-прикладных кружков «Бисеринка», «Волшебный мир», «Наш рукотворный мир», включающий направления «Бумагопластика» и «Тестопластика», «Резьба по мылу».
С целью развития речи, вовлечение в мир литературы разных народов создан кружок «Кукольный театр».
Кроме занятий в кружках дополнительного творчества, которые организованы в интернате, воспитанники занимаются в дополнительных образовательных учреждениях города.
7- подпрограмма – психолого-педагогическая поддержка.
Реализация социально-психологического сопровождения проводится через решение следующих задач:
Помимо воспитательных мероприятий, организованных для детей интерната, ведется работа по популяризации культуры народа ханты с привлечением к участию в таких мероприятиях самих воспитанников. Педагогическим коллективом интерната совместно с воспитанниками реализуется сетевой проект «Сохранение этнокультурных традиций народа ханты». Жители и гости города проявляют большой интерес к самобытной культуре народа ханты, интересуются обычаями, традициями, сувенирной продукцией народа ханты. Существует спрос на проведение экскурсий, этнических праздников. Поэтому в интернате оформлена музейная комната, где проводятся занятия, экскурсии для воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учащихся школ города. В роли экскурсоводов выступают воспитанники интерната. В музейной комнате представлены экспонаты декоративно-прикладного творчества, национальная одежда и обувь, предметы быта народа ханты.
С учетом современных изменений и тенденций государственной политики в образовании жизнь в интернате не стоит на месте: определены перспективы развития интерната. Устойчивое развитие малочисленных народов Севера предполагает укрепление их социально-экономического потенциала, сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей на основе целевой поддержки государства и мобилизации внутренних ресурсов самих народов в интересах нынешнего и будущих поколений. С целью исполнения основных задач законодательства Российской Федерации, Концепции, реализации федеральных, региональных, ведомственных целевых программ и планов мероприятий, направленных на этнокультурное развитие малочисленных народов Севера, педагогическим коллективом разработан проект создания этнографического комплекса «Подворье ханты» [Схема 2], который предполагает поддержку создания многофункциональных этнокультурных и культурно-просветительных центров малочисленных народов Севера.
Таким образом, в ходе реализации воспитательной системы, разработанной педагогическим коллективом интерната, были достигнуты высокие результаты по участию воспитанников в конкурсах различного уровня по декоративно-прикладному творчеству, исследовательской и проектной деятельности. Ежегодно методическая копилка пополняется за счет разработок занятий, методических пособий, программ, проектов, положений, а также за счет конкурсных работ педагогов, разработанных по актуальным направлениям воспитательной работы. В обобщенном виде накопленный опыт реализации сетевого проекта «Сохранение этнокультурных традиций народа ханты», интегрированного курса «Культура народов Ямала» представляет достаточно широкий спектр и тематику методических разработок по разделам декоративно-прикладного творчества, народные игры, праздники, обряды, ритуалы.
Система работы в пришкольном интернате может быть полезна школам- интернатам, учреждениям, которые могут позволить себе расширить зону деятельности по популяризации культурного наследия коренных народов Севера.
Библиографический список