Православие и образование. Воспитание… Как совместить эти понятия в дошкольном образовательном учреждении? Ведь в программах детских садов нет раздела «Православие». И тем более что посещают дошкольные учреждения, дети разных вероисповеданий и народностей.
Духовно-нравственное воспитание – одна из основных задач современного образования. Система образования закладывает фундамент в нравственном развитии общества, так как образовательные учреждения – это обязательные ступени в развитии каждого ребёнка. Наверное, поэтому школа должна стать центром духовного развития и становления личности. За время обучения у ребёнка должно сформироваться позитивное отношение к жизни, к самому себе, к окружающим людям, к родному краю, к труду. Задача духовно-нравственного воспитания и состоит в том, чтобы высокие качества личности стали внутренней движущей силой.
Понятия «нравственность» и «духовность» появились не сейчас В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова Нравственность определяется как «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» [1].
Сегодня Россия нуждается в одухотворённых гражданах, умеющих грамотно использовать гуманитарный потенциал, суммарный опыт исторического развития народа.
Систему воспитания и обучения строим в нашей общеобразовательной школе №2 г. Надыма на принципах нравственного просвещения. Единая методическая тема коллектива: «Совершенствование духовного, физического и умственного развития школьников как основа здорового образа жизни».
После окончания Великой Отечественной войны прошел 71 год. Но каждый раз общенациональный День Победы – это напоминание о том, что народ выдержал невиданную ранее войну.Уроки истории по теме «Великая Отечественная война 1941-1945гг.» обладают огромным образовательным и воспитательным потенциалом, поскольку позволяют, с одной стороны, сформировать у учащихся представление об общей картине войны, её периодизации, а с другой – раскрыть важную страницу о жизни человека и общества в условиях войны. История этой темы довольно сложна по причине появления и изучения новых фактических источников и, как следствие, необходимости более глубокого осмысления трагических для страны событий.
Известный советский историк Дмитрий Волкогонов в своём высказывании подчеркивает такое качество истории, как масштабность. Действительно, некоторые закономерности истории постигаются не сразу, а лишь по истечении времени. Если бы меня спросили: «Трудно ли преподавать историю?» Я бы ответила: «Вечный поиск». Я говорю своим ученикам: «История – дама капризная. Она любит, чтобы с ней обращались уважительно, очень вежливо и нежно». Когда мы встретились с госпожой историей в школе (а это было в 60-е годы), она была очень стройная и симпатичная.
Уроки периода 1917-2017 годов показывают нам с одной стороны всю важность воспитательного процесса в школе, а с другой стороны невозможность эффективного построения этой работы без опоры на заповеди Божии, духовные ценности семьи, общества, традиции, присущие православному мировоззрению. Исторически в России до 1917 года воспитание и образование было религиозным, что потом было утрачено, стало светским. Уроки истории последнего столетия подтверждают необходимость выстраивания образования и воспитания в духе православных традиций.
Как могло получиться, что в 1917 народ Россия была распята, совершилась революция, была развязана братоубийственная война и, отказавшись от православия, Россия свернула с истинного духовного пути? Корни трагедии лежат намного глубже, чем простое народное желание добиться справедливости. Обратимся к исследованию Сергия Булгакова «Героизм и подвижничество»: «…революция есть духовное детище интеллигенции, а следовательно, её история есть исторический суд над этой интеллигенцией».
«Пробить сердце… что значит пробить сердце… - привить нравственность, жажду нравственности», - эти слова Достоевского отражают одну из главных миссий русской литературы - воспитывать в человеке человеческое. Этому назначению отечественная словесность блестяще служила весь XIX век: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Гончаров, Тургенев, Лесков, Достоевский, Л. Толстой, Чехов. «Веленью Божию, о Муза, будь послушна», – когда-то провозгласил Пушкин, и этому наставлению-благословению следовали все достойные авторы… Время отсеяло всё наносное, фальшивое, пафосное, бутафорское, «отделив зёрна от плевел», оставив лишь настоящее, истинное, – то, что «имело право» остаться в веках, называться великим классическим наследием…Апогей великих гуманистических идеалов и мировое признание – вот чего достигла русская писательская мысль во II половине XIX века. Казалось, авторитет русской классики, целостность непрерывного русского литературного процесса незыблемы…
Актуальность и новизна темы заключается в реальных наблюдениях за жизнью учеников и их родителей, преподавателей школы и своих знакомых, которые нуждаются в православном просвещении. Речь пойдёт о проблеме по искоренению православной безграмотности, стоящей перед обществом, существующей на сегодняшний день и требующей определенных действий от нас самих, от государства и от церкви.