Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения.
Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят не только перед школой, но и перед каждым педагогом, родителями проблему формирования у подрастающего поколения личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития человека в целом.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».
Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020гг.» определила парадигму образовательной деятельности, ориентированную на становление личности, обладающей лидерскими навыками, на формирование инициативной и талантливой молодежи.
Рассмотрим различные характеристики образовательной среды, которые позволяют представить ее качественное состояние и силу влияния на развитие человека. Таковыми являются широта среды; ее интенсивность (содержательная насыщенность); осознаваемость человеком (сознательная включенность в нее всех субъектов образовательного процесса); соотношение рационального и эмоционального компонентов; социальная активность; мобильность и устойчивость.
Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Пожалуй, не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были здоровыми, умными и красивыми. Но не всегда так происходит. Неожиданно на свет появляется ребенок с тяжелыми врожденными дефектами или сложными нарушениями, которые ставят под сомнение его «нормальное» развитие.
Научить школьников понимать художественное произведение в смысловом, эстетическом и нравственном единстве призван филологический анализ текста художественного произведения, который сегодня уверенно находит применение в повседневной практике учителя-словесника.
Главная задача учителя-словесника - подготовить ребят к эстетическому восприятию художественного произведения, а основной путь анализа - искать приемы в самом произведении. В этом плане очень хорошим подспорьем являются методические разработки учителя литературы Е.Н. Ильина, ведущего ученика от художественной детали к пониманию художественного образа, проблематики, идейному пафосу произведения. Становясь в позицию исследователей, ребята под руководством учителя находят приемы анализа произведения, рассматривают его, соблюдая закон единства формы и содержания.
Проект «Эколого-географическая тропа «В гармонии с природой» направлен на формирование у обучающихся:
- основ экологической культуры, соответствующих современному уровню экологического мышления, опыта экологически ориентированной деятельности в жизненных ситуациях;
- универсальных учебных действий: исследовательских, информационных, коммуникативных;
- общественной и творческой активности обучающихся через возможность личного участия в природоохранных акциях и конкурсах.
Основная цель в преподавании родного (ненецкого) языка пробуждение интереса к его изучению, воспитание уважения к культурным и национальным традициям народа. Перед учителем ненецкого языка стоит трудная, но творческая задача – научить юное поколение северян мыслить и говорить, читать и писать на родном языке, приобщить к основам этнической культуры. Одним из эффективных средств пробуждения интереса к учебному предмету является дидактическая игра.
Патриотическое воспитание – это воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни.
Особую роль в развитии образовательного и социального опыта обучающихся, воспитания у них гражданственности и патриотизма играет музейная педагогика.
Роль государственно-общественного управления в образовании с каждым днем становится все значимее. Каждый коллектив ОУ реализует свою модель ГОУ.
В статье представлен опыт поступательного развития ГОУ в школе, раскрываются особенности работы различных педагогических, ученических, родительских, общественных органов.