На данный момент существуют проблемы самоопределения личности, профориентации обучающихся в общем образовании: определения своего отношения к профессиям, анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или её смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов.
Требования к адаптации программ дополнительного образования учитывают особые образовательные потребности, возрастные и психофизические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра и необходимость внедрения требований на стажировочных (пилотных) площадках и в ресурсном центре.
Актуальность темы Арктического форума и обсуждения социокультурных процессов, характерных для дополнительного образования детей, определяется тем, что в постиндустриальном обществе знания являются приоритетом жизненного успеха, обеспечивая развитие и конкурентоспособность подрастающего поколения.
В составе Шурышкарского района шесть сельских поселений, включающих двадцать семь населённых пунктов, которые удалены от районного центра (с. Мужи) на 25–120 км. Школы района, остаются основным образовательным центром села, компенсирующим отсутствие других образовательных учреждений (домов детского творчества), могут рассчитывать только на собственные возможности и ресурсы ближайшего социума.
Как известно, важнейшим условием полноценного развития народа является сохранение своего родного языка. Язык – одно из самых глубинных, внутренне присущих человеку свойств, определяющих его этническую, национальную принадлежность.
Проблема личностного и профессионального самоопределения ребёнка в контексте непрерывного образования сегодня чрезвычайно актуальна. Поэтому неслучайно в Концепции развития дополнительного образования детей нам, дополнительному образованию, определена особая роль: встраиваясь в общую систему образования, стать для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем.
На сегодняшний день дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства. Его основное предназначение – сохранение и развитие изменяющихся социокультурных и образовательных потребностей детей.
Государственной программой «Развитие образования» на 2013–2020 годы поставлены задачи обеспечения равенства доступа к качественному дополнительному образованию разных категорий детей и обновления его содержания и технологий в соответствии с изменившимися потребностями населения и новыми вызовами социального, культурного, экономического развития [1]. Концепция развития дополнительного образования детей рассматривает миссию дополнительного образования как открытого образования, обеспечивающего право человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей; ставит задачи повышения вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого ребёнка; обновления его содержания в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества [2].
Поддержка инициатив творческой молодёжи, содействие её успешной социализации и эффективной самореализации, развитие её потенциала и использование его в интересах инновационного развития Российской Федерации и автономного округа, определены приоритетными направлениями Региональной стратегии действий в интересах детей в ЯНАО на 2012–2017 годы. Деятельность клуба «Наша территория» содействует реализации прав обучающихся на участие в общественных объединениях, созданных в соответствии с законодательством РФ, а также на создание общественных объединений обучающихся в установленном федеральным законодательством порядке и прав на развитие творческих способностей и интересов обучающихся (ст. 34 п.5 ФЗ «Об образовании в РФ»).
Организация и развитие дополнительного образования на современном этапе должно учитывать переход школы на деятельностный (системно-деятельностный) подход. Это означает, во-первых, что само дополнительное образование должно претерпевать значительные изменения, во-вторых, что оно развивается в условиях кардинальной перестройки всей общеобразовательной школы. Своеобразное развитие в квадрате: строя дополнительное образование сегодня необходимо, как никогда прежде, заглядывать в будущее; работая сегодня в условиях ещё старого школьного уклада, надо уже иметь в виду его изменение в ближайшем будущем.