Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Школа ступеней: практическое р...

Школа ступеней: практическое решение отдельных стандартных проблем.


Нифонтова Светлана Николаевна
методист
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа №6»
г. Муравленко

АННОТАЦИЯ

В данной статье представлен инновационный опыт образовательной практики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Начальной общеобразовательной школы №6» г. Муравленко в условиях реализации федерального государственного стандарта начального общего образования. Статья содержит 3 части.

Введение информирует читателя об актуальности состояния, особенностях и некоторых достижениях образовательного учреждения. Основная часть знакомит с описанием опыта образовательной практики педагогического коллектива школы. Более конкретно представлены изменения организационно – содержательного механизма апробации инновационной модели Практического дня. Практический день - условие достижения личностных, метапредметных и предметных результатов путем развития личностных ресурсов младшего школьника, накопления им опыта учебно – познавательной активности на практико – ориентированном содержании. Результаты и выводы раскрывают эффективность инновационного опыта и перспективу его дальнейшего развития.

 

Школа ступеней: практическое решение отдельных Стандартных проблем.

 

Введение.

Не секрет, что введение нового стандарта обозначило немало проблем, суждений, противоречий. Не всё и не всем было понятно. Не все были готовы. Скажем честно и сейчас нелегко. На самом деле, «трудно решиться повернуть на современную дорожную магистраль с наезженной дороги, где каждый ухаб, каждая извилина знакома и, даже по – своему близка и родна… А ведь стремительность времени и жизни обязывает! И не только потому, что «водитель», он же педагог, обязан перестроиться, но и, в большей степени, потому, что «пассажир», он же современный ребенок, не  хочет и не может безропотно ехать не так, да и не туда…» (авт). И что делать? На этот вопрос отвечает нам новый стандарт. Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры» [1].

Вместе с тем, в системе образования наряду с нормативными требованиями в области образования активно реализуются инновационные направления. Приоритеты отвечают на вызовы времени, ориентированы на обеспечение запросов общества и быстро изменяющихся социально-экономических условий. Несмотря на столь стремительные изменения, мы – педагогическая команда начальной школы №6 г. Муравленко – оперативно реагируем: анализируем, ищем решения, апробируем, разрабатываем. От чего-то отказываемся, что-то приобретаем. В поиске способов решения актуальных задач нам помогает опыт инновационных образовательных учреждений, авангардных педагогов, исследования ученых. Мы уважительно относимся к передовому опыту. Наши педагоги стремятся к освоению нового, современного. Приобретенный опыт апробируем, адаптируем к своим условиям, преобразовываем в соответствии с возможностями. При этом изменяется не только статус учреждения, но и условия, содержание образовательной деятельности, разрабатываются новые  средства достижения поставленных целей, меняется позиция участников – детей, педагогов, родителей.

Начальную школу №6 знают не понаслышке. Учителя представляют опыт своей деятельности на конференциях, семинарах, на сайтах Интернета.

 Что представляет из себя наша школа? В первую очередь, это - отдельное здание, что обеспечивает безопасность и комфорт детей младшего школьного возраста. Конечно, современное  оборудование, что позволяет соответствовать требованиям стандарта. Наши школьные игровые центры активности организованы в соответствии с возрастом детей. Наконец, это - современные технологии развития: исследовательские и проектные  в соответствии с особенностями развития младших школьников.

На наш взгляд, эти условия достаточны для того, чтобы способствовать успешности всего учреждения, каждого педагога и каждого ребенка в отдельности.

Сегодня мы по праву можем сказать, что наша школа не просто начальная школа, это школа I ступени. В чем разница? Что сделали? Какие изменения очевидны?

Среди имеющихся отмечаем следующие:

  1. новое соотношение теории и практики, введение нетрадиционных видов учебных занятий и воспитательных мероприятий, актуальных для развития младших школьников;
  2. разнообразный опыт социально-значимой деятельности через особое обустройство образовательного пространства, понятного и комфортного для младшего школьника;
  3. использование принципа  интеграции как условия предотвращения перегрузки обучающихся младшего школьного возраста;
  4. договорной характер отношений с сетевыми партнерами – преемственными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, культурными центрами города и т.п.;
  5. привлечение специалистов  в школу – занятия по внеурочной деятельности силами специалистов из учреждений допобразования, мастер - классы матерей и отцов;
  6. вовлечение в деятельность школы родителей через введение «Семейного предмета» как способа интеграции образовательных задач в семейное воспитание.

Какие временные «точки» за период, предшествующий введению нового стандарта, повлекли за собой статусные изменения:

2008-09 уч.г., школа - площадка для федерального эксперимента по апробации общеобразовательной программы воспитания, развития и образования детей старшего дошкольного возраста (под ред. Т.Н. Дороновой) и федерального эксперимента по апробации «Школы полного дня»;

2009 г., школа - апробационная площадка экспертизы федеральных государственных стандартов нового поколения;

2010 г., школа  - федеральная экспериментальная площадка по теме «Разработка модели формирования социально–личностных компетенций младших школьников средствами внеурочной деятельности в школе I ступени в условиях апробации стандарта нового поколения»;

2011 г., школа - региональная стажировочная площадка по теме «Развитие универсальных логических действий в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности младших школьников».

На самом деле, не всё было гладко и не всё было просто. Обозначились ряд проблем:

  1. в рамках экспериментального проекта «Модель формирования социально–личностных компетенций младших школьников средствами внеурочной деятельности в школе I ступени в условиях апробации стандарта нового поколения» (2010г) потребовалось моделирование организационно-содержательного механизма интеграции урочной и внеурочной деятельности;
  2. в рамках новой основной образовательной программы МБОУ НОШ №6 – школы I ступени на период 2011 – 2015 гг выявились трудности в систематизации содержательной и организационной составляющих образовательной практики;
  3. в рамках разработки образовательного модуля стажировочной площадки по теме «Развитие универсальных логических действий в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности младших школьников» (2011 г) выявлена востребованность нормирования апробированного педагогического опыта.

За последние 3 года для решения проблем обновления содержания и модернизации подходов наша школа сделала важные шаги на пути готовности работать по новому стандарту.

Разработана новая основная образовательная программа школы I ступени (2010 год), рабочие программы учителя с компетентностным компонентом (2011 год), концепция дидактической системы школы I ступени. Организована опытно – экспериментальная работа по наполнению дидактической системы необходимыми образовательными средствами и «инструментами». Ценность проделанных шагов состоит в том, что все методические «продукты» создаются при целенаправленной поддержке науки. Рекомендации президента Общественного института развития школы, доктора педагогических наук, профессора, член-корреспондента Российской Академии образования Олега Ермолаевича Лебедева, его участие в самом процессе развития инноваций в системе образования нашего города, позволяет нам с достаточной долей уверенности рассчитывать на успешность достижения новых образовательных результатов.

Основная часть.

Что мы понимаем под новыми образовательными результатами? Существует достаточно широкий спектр разных позиций по этому вопросу. Вот некоторые из них:

  1. «к личностным (ценностным) результатам обучающихся относятся ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества;

к межпредметным (компетентностным) результатам относятся освоенные учащимися универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и реальных жизненных ситуациях;

к предметным результатам относятся усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний» [1].            

  1. «под образовательными результатами понимаются изменения в личностных ресурсах, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. При этом личностные ресурсы определяются как:

мотивационные (ценностные ориентации, потребности, запросы и т.д., которые конкретизируются в мотивах деятельности),

операциональные (освоенные универсальные и специальные способы деятельности),

когнитивные (знания, обеспечивающие возможность ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки)» [1].

  1. «образовательные компетенции, которые представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов, обеспечивающей направленность деятельности человека» [2].

На наш взгляд, по смыслу все позиции близки. Образовательный стандарт второго поколения и новый Федеральный образовательный план нацеливают общеобразовательную школу и педагогов на компетентностный подход в образовании, на формирование в процессе обучения различных способов деятельности и ключевых образовательных компетенций обучающихся, навыков эффективного использования полученных знаний в социальной практике.

Мы используем интегративный подход к определению новых образовательных результатов, который учитывает возрастные особенности развития младших школьников, цель и проектную идею создания новой модели образовательной практики. Считаем новыми образовательными результатами интегральные характеристики качества подготовки обучающихся школы I ступени, выраженные в предметных, метапредметных и личностных результатах, обеспечивающие возможность реализации потенциальных личностных ресурсов младшего школьника.

Достижение новых образовательных результатов с 2011 года обеспечивается реализацией новой основной образовательной программы МБОУ НОШ №6 – школы I ступени. Программа направлена на решение задач, связанных с определением содержания и организационного механизма реализации требований нового стандарта к обучению, воспитанию и развитию современных детей. Инновационной идей программы является изменение самого подхода к преподаванию как перехода на компетентностные (деятельностные) формы образовательной практики в школе I ступени. Особенностями содержания программы считаем выделение «ступенек» внутри «ступени» (1 класс - 2 и 3 классы - 4 класс) и это понятно почему. Дети на входе в «началку» – наши семилетки кардинально отличаются по развитию от выпускников младшей школы. Для каждой ступеньки разработана проектная идея развития, которая отражена в матрицах содержания инновационной модели школы I ступени[1]. Развернут совершенно иной подход к обустройству школы. Конкретно с этими изменениями можно познакомиться в нашем инновационном проекте «Модель образовательного пространства школы I ступени как условие реализации ФГОС НОО»[2].

В основной образовательной программе школы запланированы организационные изменения урочной и внеурочной деятельности. Реализуется принцип интеграции[3]. «Вводится 1 учебный день для практических занятий по применению предметных знаний в нестандартных условиях. Обучающиеся выполняют практико-ориентированные задания, имеющие для них личностно – значимый или «житейский» смысл.

Целостность и системность образовательной деятельности планируется обеспечить за счет использования принципа интеграции содержания урочной и внеурочной деятельности. По нашему мнению, интегрированный подход к организации деятельности будет способствовать решению проблемы учебной перегрузки детей и педагогов, а также установлению межпредметных связей. Основой интеграции содержания является универсальное учебное действие. Средством интеграции - способ его формирования. Инструментомспособ предъявления, оценки и фиксации результатов. В урочной деятельности универсальное действие осваивается при открытии нового знания, во внеурочной – присваивается как умение практически применять полученные знания для вывода обобщенного способа добывать востребованное знание в нестандартных ситуациях» [3].

Управленческий замысел -  создать организационно – методические условия, в которых участники образовательного процесса имели бы возможность реализовать потенциальные личностные ресурсы и потребности[4] .

Идея реализации замысла - обеспечить содержательно – организационные условия для  достижения личностных, метапредметных и предметных результатов путем накопления им опыта учебно – познавательной активности в практико – ориентированном содержании.

Цель - достижение младшими школьниками новых образовательных результатов в условиях реализации модели Практического дня.

Целенаправленность содержания обеспечивается соотнесением организационно – содержательных составляющих Практического дня с нашим интегративным определением новых образовательных результатов[5] .

Промежуточные результаты реализации основной образовательной программы подтверждают известные выводы о том, что универсальные учебные действия являются фундаментом, который необходимо закладывать в начальной школе. Их сформированность - есть ведущее условие достижения новых образовательных результатов на всем ступенчатом пути образования, а также в профессиональной перспективе. Именно формирование универсальных учебных действий − умений фиксировать затруднения в собственной учебной деятельности и выявлять их причины, целеполагать и планировать, выбирать способы и средства проектирования, самоконтроля и самооценки и др. − является сегодня приоритетом начального общего образования.

Из всей совокупности универсальных учебных действий мы особо выделяем и делаем акцент на формировании логических универсальных действий, которые не только входят в состав всех планируемых образовательных результатов нового стандарта, но и являются основой для развития собственной мыслительной деятельности. Мыслительная деятельность, в свою очередь,  является ядром учебно-познавательной активности обучающихся, которую мы, вслед за исследователями, рассматриваем как «целостную систему развития личности и связующее звено между процессом познания объективной реальности и развивающейся личности школьника».

На практике реализация Практического дня происходит следующим образом:

  1. Содержание Практического дня разрабатывается педагогом в соответствии с ключевой идеей основной образовательной программы МБОУ НОШ №6 - школы I ступени, а именно с учетом соблюдения преемственности развития ключевых компетенций младших школьников и общей возрастной темы на «ступеньках»: 1 класс - «Я ученик», 2 – 3 класс – «Мы вместе», 4 класс – «Я выпускник»;
  2. Ориентиром при определении цели, задач, отборе содержания являются приоритетные универсальные действия на «ступеньках» развития младшего школьника с учетом особенностей классного коллектива (состава, уровня обучаемости, темпов обучения, индивидуальных способностей, ограничений возможностей);
  3. Тематика Практического дня определяется в соответствии с календарно - тематическим планированием рабочих программ с учетом личностно – значимого интереса младших школьников;
  4. Педагогическая цель носит надпредметный характер, формулируется с учетом актуальности происходящих событий (в школе, в городе, стране), направлена на формирование приоритетных универсальных учебных действий для данного класса (например, в 1 кл – научить составлять правило…, во 2 кл - создать условия для освоения способа выбора источника информации, в 3 кл - сформировать умение сочинять текст по плану, в 4 кл - обеспечить освоение способа чтения таблицы и т.п.). Цель отражает запланированные образовательные результаты;
  5. Педагог прогнозирует «детскую» цель – замысел, который школьники сами смогут сформулировать исходя из темы и мотивационной ситуации (например, в 1 кл - составим правила класса, во 2 кл – учимся организовывать праздник, в 3 кл - готовимся к конкурсу сочинений, в 4 кл - подготовим буклет для туристов «Ямал – наш край» и т.п.);
  6. Педагог планирует вопросы, которые помогут детям при постановке «детских» задач Практического дня, продвижении их к  «воплощению «детского» замысла.

Результаты и выводы.

В ходе апробации Практического дня в 2011 – 12 учебном году

  1. апробировали ведущий тип занятий – ученический минипроект;
  2. освоили технологию «Метод проектов», построения Интеллект – карт, методику учебных ситуаций; СИРС – систему интенсивного развития способностей; технологию решения неограниченных проблем;
  3. разработали схему – конструктор Практического дня; экспертный лист для взаимопосещений Практического дня;
  4. перевели предметные недели в формат событийных.

Проведены и разработаны: сценарные планы 7 Практических дней (62 занятия), 2 событийных недель «Технология для жизни»  по применению навыков, полученных на уроках технологии через изготовление и оформление творческого продукта с защитой внутри своей параллели, «Литература и риторика для жизни»  по применению знаний и умений, полученных на уроках литературы и риторики через подготовку конкурсной работы с презентацией внутри своей параллели.

Созданы учебные «продукты», которые  использовались школьниками в учебной деятельности как наглядные, информационные, учебные пособия на уроках и вне их, как пособие для «домашнего предмета» (при выполнении домашних поручений): минисловари, миниэнциклопедии, памятки – помощники, книжки – малышки в подарок, интеллект карты для обобщения программных тем, буклеты о родном городе, карты – путеводители, карта добрых дел, сценарии праздников, минисследования по темам здоровьесбережения, защиты природы, основам религиозной культуры,  и т.д.

Откуда черпаем ресурсы? Есть интернет, курсы повышения квалификации, дистанционные курсы, открытые муниципальные площадки, городские проектные семинары, стажировочные площадки округа и России, консультации с представителями науки, организованные управлением образования. Активно используем  в методической практике взаимообучение педагогов. Мы задаем себе вопросы: Что и как меняем? Зачем? Какими средствами? Ресурсами? Затратами? Вместе с родителями и детьми согласованно определяем смысл преобразований. И здесь в большей степени успешен тот, кто готов осваивать, постигать, изменяться вместе со временем.

Свой инновационный опыт мы систематически представляем для внешней экспертизы:

Сентябрь 2011г – департамент образования в ходе аккредитации школы;

Ноябрь 2011 г – II межрегиональная конференция «Школа ступеней. Шаг следующий»;

Декабрь 2011г – отчетный материал ФИРО;

Февраль 2012 г – открытая площадка ля городских детских садов;

Апрель 2012 г – День открытых дверей для родителей будущих первоклассников;

Апрель 2012 г – городской семинар «Образовательная программа подростковых школ»;

Май 2012 г – День открытых дверей ко Дню семьи;

Май 2012 г – Публичный отчет учителей 1 – х классов;

Сентябрь 2012 г – августовская педагогическая конференция 2012г;

Декабрь 2012 г – региональная стажировочная площадка по теме «Развитие универсальных логических действий в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности младших школьников»

Экспертные мнения являются основой для принятия управленческого решения по развитию модели Практического дня как технологичной содержательно – организационной модели достижения новых образовательных результатов.

Сейчас модель Практического дня - это организационная форма для апробирования современных образовательных технологий; мотивационное условие для активного учебного действия по применению полученных знаний;

Потенциальный ресурс - модель Практического дня может стать средством управления новыми образовательными результатами.

На сегодняшний день разрабатывается методический проект «Модель Практического дня как инновационный педагогический опыт повышения эффективности достижении новых образовательных результатов в школе I ступени», который станет одной из структурных единиц дидактической системы школы I ступени.

Педагоги школы активно участвуют в разработке, апробируют методический и дидактический материал для реализации новых требований и создания эффективных условий. Инновационный ресурс и потенциальный опыт школы расширяется и накапливается. И тут возможен определенный риск для тех педагогов, кто своим опытом делиться не решается или просто не желает. «Не бойся, что воспользуются твоими идеями. Бойся, что они никому не нужны!» Не устареют ли они завтра? При такой – то скорости жизни!

 

Библиографический список

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального и общего образования, 2009 г
  2. А.В. Хуторской, доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, «Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения», 2003 г
  3. Авторский коллектив МБОУ НОШ №6, Основная образовательная программа МБОУ НОШ №6 – школы I ступени на период 2011 – 2015 гг, 2010 г

Лебедев О.Е., Компетентностный подход в образовании, 2004г., Школьные технологии. №5.

 

[1] приложение 1А и 1Б

[2] победитель гранта 500 тыс. рублей от II Ямальского форума в номинации «Учитель  - инновации  - успех».

[3] основанием являются универсальные учебные действия, общие для любого вида деятельности обучающегося

[4] приложение 2

[5] приложение 3

     


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт