Современное российское общество остро осознаёт необходимость решения задач воспитания детей и молодёжи, связанных с подготовкой подрастающих поколений к жизни в высокотехнологичном, социально динамичном и конкурентном мире. Воспитание личности гражданина России третьего тысячелетия выходит за рамки ресурсов и возможностей только института образования и требует интеграции с иными институтами социализации.
Мы живём в многонациональном социуме, поэтому воспитание толерантности, уважения к духовным ценностям другого народа – это уже вопрос мирного сосуществования народов, что целиком зависит от культуры, прежде всего, духовной. Очень часто именно благодаря своим православным традициям русский народ ведёт себя очень миролюбиво и всепрощающе.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из главных проблем, которые стоят перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Дети чутки и восприимчивы ко всему их окружающему. Чтобы стать добрыми к людям, им надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
В статье раскрывается распространение христианства на Ямале через миссионерскую деятельность в крепости Обдорск (ныне г. Салехард). Рассказывается о влиянии Православной церкви на культуру и быт коренного населения Западной Сибири.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.
В новых Федеральных стандартах [8] отмечается, что в рамках ценностного и эмоционального компонентов у обучающихся должна быть сформирована эмпатия «как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающееся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия». А также подчеркивается, что коммуникативная деятельность в рамках специально организованного учебного сотрудничества учеников со взрослыми и сверстниками ведёт к усложнению эмоциональных оценок за счёт появления интеллектуальных эмоций (заинтересованность, сосредоточенность, раздумье) и в результате способствует формированию эмпатического отношения друг к другу.
Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания. Это наука о поступках и отношениях между людьми, система знаний, помогающая судить о том, что следует и чего не следует делать. Изучение этики является важным в воспитании, духовно-нравственном развитии, становлении и социализацииличности школьников.
Семья для ребёнка – самый первый и самый важный круг близких людей, воспитывающих и помогающих ему расти, взрослеть, совершенствоваться. Это его «малая родина», где он чувствует любовь, заботу, защиту; это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, радоваться, сопереживать, сочувствовать. В семье закладываются основы понимания маленьким человеком большого внешнего мира и умения взаимодействовать с ним.
Семья является первым и основным воспитательным институтом, взаимосвязь с которым человек испытывает в течение всей жизни. Именно в семье закладываются основы личности ребёнка, зарождаются основы нравственности и морали человека, формируются нормы поведения, проявляются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Таким образом, в семье происходит первичная социализация ребёнка.
Традиционные ценности во все времена составляют фундамент культурной жизни цивилизации. Именно традиционные ценности являются «коллективной памятью» и обеспечивают преемственность в развитии каждой конкретной личности и общества в целом. На традиционных ценностях в значительной степени основывается процесс социализации. Именно через традиции формирующаяся личность чувствует свою сопричастность к процессам, происходящим в обществе, подключается к групповой памяти, осваивая опыт прошлого, лучше ориентируется в настоящем.